На Западе все большее людей сознательно выбирают одинокую жизнь. Все меньше американцев и европейцев задаются вопросами о том, обязательно ли связывать себя брачными узами и заводить ребенка. В России одиночек еще не так много, как на Западе — экономическая ситуация не настолько хороша. Но в XXI веке их количество увеличится и в нашей стране. К такому выводу пришли участники Экспертного клуба «Росбалта».
В христианском мире важную роль в формировании семьи играл экономический аспект. В Средние века и в начале Нового времени 95% людей были вынуждены заводить семьи и рожать детей, чтобы выжить. Если после потери работоспособности у человека не оставалось сына, который мог бы содержать престарелого родителя, последний был обречен на смерть. Ведь только в редких случаях старикам помогала община.
Можно сделать приблизительные подсчеты, сколько детей должно было быть в русской семье, чтобы у престарелых родителей были минимальные средства к существованию. Так, существует пословица: первый сын богу, второй царю, третий себе на пропитание. Расчет простой. В традиционном обществе детская смертность была чрезвычайно высока, а значит, один из сыновей наверняка умрет. Второго забреют в рекруты, а, следовательно, его уже нельзя считать кормильцем. Оставить «себе» на старость можно лишь третьего сына. Если же учитывать, что вероятность рождения мальчика и девочки примерно одинаковая, то в русской традиционной семье появлялось не меньше шести детей. Этого должно было хватить на обеспеченную старость.
Однако с появлением государственного социального обеспечения пенсионеров главный экономический мотив для создания семьи постепенно исчезает. Теперь это вопрос личного выбора. Крепостного права нет, и человек сам решает, где и кем ему работать, да и работать ли вообще. Имеются какие-никакие, но выборы, а значит, можно проголосовать за того или иного кандидата. То же самое и с семейным выбором: хочу — создаю «ячейку общества», а хочу — нет.
«В традиционном обществе, если ты одиночка, то должен быть монахом. Сегодня одиночка не изолируется от общества, это человек, который начал жить один для того, чтобы обдумать, как ему оптимально выстроить отношения с обществом», — подчеркнул научный руководитель Центра исследований модернизации Европейского университета в Санкт-Петербурге Дмитрий Травин.
Тенденция к самостоятельной жизни одиноких молодых людей наметилась в Швеции в 70-е годы XX века. Сыновья и дочери стали уходить от родителей в раннем возрасте, но семьями не обзаводились на протяжении 10-15 лет. Потребности в том, чтобы бежать под венец со школьной скамьи, они не испытывали.
«Есть подозрение, что в XXI веке мы получим совершенно иную модель отношений между людьми. В России ее появление пока тормозит вопрос материального обеспечения. Эта тенденция в нашей стране проявляется в меньшей степени. Но в итоге получается, что мы не полигамная семья, как в традиционной исламской культуре, но и не моногамная, как в христианской культуре, а что-то совершенно иное», — отметил Травин.
Вице-президент Ленинградской торгово-промышленной палаты Дмитрий Прокофьев также считает, что традиционную многодетную семью разрушило введение пенсионного обеспечения. В XXI веке наиболее распространенными станут семьи, члены которых равноправны. И конечно, все больше людей будут выбирать путь одиночества.
Эксперты также отметили, что в России женщины все чаще будут оказывать давление на мужчин. В стране уже нормальной считается ситуация, при которой жена зарабатывает больше мужа, но при этом все равно уверена, что содержать ее должен мужчина. Это подтверждается статистикой покупок и продаж. Сколько бы много ни зарабатывала женщина, платить в ресторане за ужин и в магазине за новое платье все равно должен ее спутник.
«Российский мужчина оказался в ловушке «гибридной семьи». Западная современная семья — это семья, в которой оба партнера несут ответственность за материальное благополучие, за воспитание детей, — говорит Прокофьев. — В «восточной» и «южной» семье женщина находится в пространстве домашнего хозяйства. Мужчина работает, а его спутница платит ему тотальным подчинением. Россияне же оказались где-то посередине. У нас женщина совершенно справедливо считает, что она может и должна работать, делать карьеру. Хорошо зарабатывать для нее — это нормально. Но содержать ее все равно должен мужчина. И при этом планка женских требований все время повышается».
В России женщин по-прежнему значительно больше, чем мужчин. Но при этом слабый пол продолжает давить на сильный, требуя все больших благ.
«Мужчин все меньше, ну ничего — мы заставим их работать: делать то, что нам надо», — размышляют женщины. По Невскому проспекту движется колоссальное количество новых дорогих автомобилей, за рулем которых сидят молодые женщины. Они сами на них заработали? Если они сами заработали на эти машины, то у нас в стране нет никакого экономического кризиса! Мы — страна с процветающей экономикой! Значит, у нас много хороших рабочих мест! Но мне кажется, что деньги на эти авто достал мужчина, а потом просто передал их в прекрасные женские руки», — рассказал Прокофьев.
Своя точка зрения на процессы, происходящие в семейных отношениях, у писателя и культуролога Андрея Столярова. Он считает, что нужно учитывать биологическую подоплеку. Так, поведение животных целиком определяется инстинктом, то есть внутренними генетическими программами. У человека совершенно другая ситуация. Эволюция инстинктов у homo sapiens остановилась. Порой генетические программы, заложенные природой в человеке, допускают отклонения и даже альтернативные варианты. Так, у человека есть программа на моногамный брак, то есть мужчина и женщина связывают свои отношения браком «один раз и на всю жизнь».
Но у людей есть и дополнительная генетическая программа на полигамию. У мужчин это полигиния — стремление к многоженству, у женщин — полиандрия, то есть стремление к многомужеству. Неспроста возникла масса анекдотов на тему измены.
«Сейчас с моралью у нас стало свободнее. Поэтому активизировались две программы — на многоженство и на многомужество. Но реализуются они не параллельно, в виде семейных измен, а последовательно — в виде цепочки браков. Наблюдается любопытный феномен. Первый брак для женщины — это первая любовь, в рамках второго брака она рожает и воспитывает детей, третий брак — это уже духовная общность и интеллектуальное содружество. У мужчин все то же самое. Программа полигамии заключается в серии последовательных и совершенно законных браков. То есть генетика и мораль пытаются создать некое единство», — рассказал Столяров.
С культурологом не совсем согласна старший научный сотрудник Социологического института РАН Мария Мацкевич. По ее словам, человек как раз и отличается от животного тем, что все его инстинкты регулируются, а зачатую подавляются разного рода культурными нормами. Да, движение к эгалитарной семье, в которой права супругов равны, гораздо раньше возникло в западных странах. Но на сегодняшний день видны признаки того, что эгалитарный подход к семье в России не только борется с традиционным, но и одерживает верх. 88% россиян утверждают, что семейные обязанности должны распределятся между супругами поровну. 60% опрошенных считают, что ничего страшного нет, в том, что жена зарабатывает больше мужа. Еще одно свидетельство отхода от традиционной семьи — 90% опрошенных считают, что не стоит жить «большой семьей», а все поколения должны пребывать отдельно.
Впрочем, говорить о том, что модель традиционных семейных отношений окончательно ушла из страны, рано. Например, при переписи населения выяснился интересный факт: замужних женщин в России оказалось примерно на четверть больше, чем мужчин. При этом семья по-прежнему вне конкуренции в шкале ценностей россиян. И в годы кризиса, и в годы благополучия самым ценным в своей жизни они называют семью. И только после этого вспоминают про справедливость и свободу.