Круглый стол «Народы Крыма: взаимопроникновение культур сквозь века», организованный российским Фондом поддержки и развития еврейской культуры, традиций, образования и науки, прошел в Центральном музее Тавриды. Мероприятие стало итогом экспедиции ученых по еврейским, крымчакским и караимским местам полуострова.
В Круглом столе приняли участие ученые и общественные деятели из Москвы, Республики Крым и Севастополя, представители национальных общин. В частности, главный военный раввин России Аарон Гуревич, старший научный сотрудник Крымского центра этнокультурных исследований Михаил Кизилов, зам директора Института наследия тюрколог Евгений Бахревский, муфтий Республики Крым Руслан Саитвалиев, глава «Региональной национально-культурной автономии евреев Республики Крым» Анатолий Гендин, представители караимских, крымчакских, русских, белорусских, украинских и крымско-татарских организаций полуострова.
По словам главы правления Фонда поддержки и развития еврейской культуры, традиций, образования и науки Михаила Чернова, такой состав участников говорит об интересе России к проблемам национальных общин Крыма, в том числе иудейских. А экспедиция, которая проводилась при поддержке «Национального благотворительного фонда» (распределитель президентских грантов — прим. ред.), позволит ознакомиться с реальной жизнью общин сегодня и узнать, как она изменилась за последние два года.
Жизнь общин за эти два года действительно изменилась.
Раввин Севастополя Беньямин Вольф сообщил, что у евреев полуострова сейчас самый высокий за многие годы уровень свободы исповедания своей религии. «Никогда такого не было. Сегодня свободно и безопасно. Чувствуем, что есть поддержка», — заявил Вольф, также обратив внимание на то, что уровень антисемитизма на полуострове «является низким».
А вот представитель общественной организации «Крымское общество крымчаков «Кърымчахлар» Дора Пиркова посетовала на недостаточность государственной поддержки. По ее словам, крымчаки могут в скором времени окончательно исчезнуть как уникальный этнос. Многие представители этого народа, «особенно молодежь», ассимилировались, немало их переселилось в Израиль в 90-е. По ее данным, сейчас в Крыму проживает 220 крымчаков, но этого недостаточно, чтобы «сохранить уникальную культуру народа».
На недостаток поддержки сетует и председатель религиозной общины крымских караимов «Карайлар» Вячеслав Лебедев. По его словам, караимам, которых на полуострове осталось всего 500 человек, давно необходима господдержка — в частности, признание караимов малым коренным народом Крыма. «Даже амурских тигров, которых в России осталось тоже 500 особей, поддерживают больше, чем нас», - недоумевает он. Лебедев считает, что караимы, как и крымчаки, рискуют утратить самобытность и идентичность.
Участники Круглого стола подчеркнули важность поддержки малых народов Крыма.
Старший научный сотрудник Крымского центра этнокультурных исследований, историк Михаил Кизилов напомнил, что еврейские общины полуострова — «самые древние на территории Российской Федерации», а в Симферополе имеются синагоги всех направлений иудаизма. «Это единственное такое место в России», — подчеркнул он.
А главный военный раввин России Аарон Гуревич однозначно высказался в поддержку идеи дать малым коренным народам Крыма соответствующий статус для развития.
«Мы планируем издать материалы конференции и альбом по итогам нашей экспедиции, в ходе которой мы посетили еврейские общины республики Крым и Севастополя. Кроме того мы планируем выпустить небольшой фильм и провести презентацию результатов проекта в Москве», — сообщил глава Фонда Михаил Чернов.
Караимы и крымчаки проживают преимущественно в Крыму, а также в некоторых городах Украины и Литвы. Караимы исповедуют караимизм — религиозное течение, признаваемое традиционным иудаизмом как сектантское. Сторонники караимизма, в отличие от иудеев, отрицают авторитет Мишны и Талмуда, признавая только Танах. А крымчаки являются приверженцами талмудического иудаизма.