Николаев сравнил проект закона с сюжетом из мультфильма «Каникулы в Простоквашино» (когда заяц убегает от Шарика с фоторужьем). Бизнесмен и общественник считает законопроект губернаторской группы депутатов бесперспективным — он не отражает ни интересов Севастополя, ни интересов инвестора. По его мнению, после принятия акта Лобач-Журавлева бизнес продолжит избегать контактов с исполнительной властью города.
Специально для ForPost Олег Николаев прокомментировал законопроект накануне его экспертного обсуждения.
«Это не закон, это бессмысленный набор слов, — говорит бизнесмен. — Не прописаны ни возможности для инвесторов, ни механизмы их поддержки, ни режим благоприятствования для инвестора. Напоминает сюжет из мультфильма «Каникулы в Простоквашино»: Шарик купил для себя фоторужье, но забыл сказать зайцу, за которым бегал, что это уже не огнестрельное оружие. С таким законопроектом охота на инвестора будет вечной», — иронизирует Николаев.
«Первое, о чем хочу спросить на заседании АСИ депутатов Лобач и Журавлева: зачем мне, как инвестору, такой закон? — продолжает глава севастопольской «Деловой России». — Вот я захотел вложить в экономику Севастополя серьезные деньги, и зачем мне этот документ? У нас есть ФЗ 377, который определяет статус Свободной экономической зоны в Севастополе. Там — да, там все четко прописано. Но нет по нему сегодня ни одного выставочного проекта, с которым чиновники на местах могли бы «козырять» на выставках. Потому что и чиновников, которые умеют работать с инвестором, видимо, в Севастополе тоже нет».
По образному выражению Николаева, прочитав законопроект Лобач-Журавлева, «Шарик не поймет, что не зря купил фоторужье, а заяц не получит свой снимок». «В этом документе не учтены ни интересы города, ни инвестора, — поясняет бизнесмен. — Зато там написано, что дотационный Севастополь будет делать госинвестиции. Можно написать на коленке еще сотню таких же "законов", надергав определений из Википедии. А потом сгорать от стыда, когда бизнесмены и юристы с материка начнут спрашивать авторов этого безграмотного документа: «А с какой это стати, господа хорошие, вы называете "инвестициями" государственные вложения?»
Фразы типа «государственные инвестиции» из средств бюджета Севастополя, встречающиеся в законопроекте, Николаев считает не только признаком экономической безграмотности авторов, но и признаком иждивенческого подхода.
«Я не буду даже говорить сейчас, что это оксюморон, когда государство вкладывается в государственные же активы, иногда и убыточные, как большинство ГУПов города, это никакие не инвестиции априори, — рассуждает он. — Я понимаю, что эта рыночная безграмотность — от иждивенчества, потому что Севастополь с таким подходом обречен быть дотационным, как и при украинском безвременье, стоять с протянутой рукой и милости ждать в первую очередь от казны. Но, господа хорошие, может быть, пора уже отвыкать от государевой соски?
Вы отвергли на корню концепцию стратегического развития Севастополя, разработанную АСРС под руководством Чалого, предали забвению проекты, с которыми избирались под эгидой программы партии "Единая Россия", которая была — хорошим или нет, но — единственным планом выхода города на самоокупаемость. Ладно, тогда предложите альтернативу. Тем более, если вы закон об инвестиционной деятельности разрабатываете.
И что мы видим? Мы снова видим эту дрожащую протянутую руку: "Государственные инвестиции". Нас в очередной раз поднимут на смех в Минфине и всерьез воспринимать перестанут вообще. Кому нужен такой законопроект?» — риторически спрашивает севастопольский инвестор.
«Я могу предположить, кому он нужен, — отвечает он сам на свой вопрос. — Чиновникам, привыкшим делить чужие деньги. Я вижу, что неразбериха с определениями в законе создает почву для разных толкований — а значит, и для злоупотреблений», — резюмирует Олег Николаев.