Каждый севастопольский водитель знает: при первых признаках мороза или снега за руль лучше не садиться. Снежные погодные условия бывают в городе редко, и автомобилистам попросту не хватает опыта вождения на зимнем покрытии. Итог — большое количество ДТП на дорогах. Но даже если ты асс в экстремальном вождении и заранее обзавелся подходящей резиной — это не гарантия, что на бесконечных севастопольских подъемах и спусках тебе не въедет в зад «джигит» на лысых летних покрышках.
Может, с переходом в правовое поле РФ автомобилисты стали более сознательными? Первым делом звоним продавцам покрышек. Спрашиваем: «Стали ли больше переобуваться?» Попадаем на продавца, снабжающего шинами Севастополь и Симферополь. Он поведал нам, что севастопольские автолюбители всегда меньше переобуваются. Клиенты чаще всего говорят: «У нас зимы не бывает — три дня за год снег выпадает». В Симферополе количество сознательных водителей примерно в три раза выше, да и климат суровей.
Симферопольский продавец отмечает, что несмотря на то, что продажи выросли, связано это скорее с увеличившимся количеством машин на полуострове. А в целом люди стараются экономить. Даже на резине — чаще спрашивают покрышки недорогих брендов. «Экономят, у людей денег нет покупать дорогие колеса. 70% процентов хотят недорогие колеса отечественных или недорогих импортных брендов, производства Сербии, Кореи...» - поделился продавец.
Хорошо, с продажами выяснили. Они выросли, но незначительно. Что скажет шиномонтажи: может, севастопольцы переобуваются в резину, купленную в прошлых сезонах?
Мастер одной из севастопольских шиномонтажных мастерских Олег так описал ситуацию: «Как были дураки — так и остались, как были умные люди — так и остались умные люди. Это же ваша безопасность!» По его мнению, процент сознательных водителей, заранее меняющих летние шины на зимние, если и вырос, то совсем незначительно.
Однако сезон на его шиномонтаже уже начался: время расписано на две недели вперед. «Первую машину я переобул в конце сентября, числа 30-го. Водитель уезжал на север», - говорит Олег.
- Ну, в конце сентября у нас стоит еще летняя жара. Когда лучше переобуваться в Севастополе?
- Считается, когда среднесуточная температура опускается ниже +7 - пора. Но в Севастополе зима непредсказуемая, поэтому лучше в первых числах ноября уже задуматься.
По словам Олега и его напарника, самый страшный день в году тот, в который выпадает первый снег: «Встаешь, видишь за окном эту белую мглу, и все — на работу идти не хочется». Хоть это и заработок, но такой конвейер машин, который приходится обслуживать в первые по-настоящему зимние дни, под силу только настоящим мужикам.
Сколько времени уходит на одну машину? Рекорд Олега — 17 минут. Антирекорд — полтора часа на снятие одного колеса.
Так как же выбрать зимние шины? «Понимаете, - говорит Олег. - Не бывает дорогой и дешевой резины. Не бывает плохой и хорошей резины. Бывает неправильный выбор. Резину нужно выбирать не по цене или именитости бренда, а под водителя, машину и режим эксплуатации». Хороший продавец-консультант задаст в процессе выбора около 15 «глупых» вопросов, касающихся режима эксплуатации машины, количества водителей за рулем и их опыта, стиля вождения, поинтересуется частотой выезда на грунт. И конечно же спросит о сумме, которую вы готовы потратить. Это поможет сделать оптимальный выбор.
- Зачем так много вопросов?
- Для вашей же безопасности. Нужно выбрать то, что максимально вам подходит. Знаете как у нас говорят? Шинники - это те, кто торгует чужими жизнями.
Однако большинству севастопольцев приходятся сегодня экономить даже на резине. Как всегда в ходу и б/у колеса. «Ко мне может приехать Порше Кайен и искать. Люди, которые раньше покупали дорогую хорошую резину, сейчас такой возможности не имеют. Не могут свои машины содержать. Есть определенный процент автомобилей, пригнанных и купленных на материке. Дорогие машины, стоимостью 20-25 тысяч долларов, ищут потом в Севастополе «бэушную» резину. И понятно, если есть какие-то проблемы — нужно поменять порванное колесо или одну ось, чтобы до конца сезона откататься. Но многие же ищут все 4 колеса», - рассказывает Олег.
Раньше большая часть пользованной резины приходила на территорию полуострова контрабандой из Молдавии и Польши. Сейчас рынок изменился и найти хорошую «бэушку» трудно, но можно. Местные автовладельцы не привыкли, как европейцы, скидывать резину после каждого сезона. Но после двух-трех лет эксплуатации местный водитель с удовольствием расстанется с комплектом за умеренную плату. Другое дело: каково будет качество этой резины? «Норма эксплуатации для любой резины в среднем — 3 года или 60 тысяч километров. Особенно для зимней: после трех лет резиновая смесь дубеет. Все, что водитель выжимает из нее сверху — это на свой страх и риск», - говорит шиномонтажник.
Но есть три золотых правила, позволяющих максимально увеличить срок службы колес: давление, развал, переброска. Переброска — это переустановка шин переднего и заднего моста, выполняется каждый 8-10 тысяч км. С такой же периодичностью нужно делать и развал — дороги в Севастополе оставляют желать лучшего. Давление нужно проверять, как правило, каждые 10-15 суток независимо от погодных условий.
Мы задали Олегу вопросы, то и дело всплывающие в социальных сетях.
- Можно ли ездить зимой на всесезонке?
- Резина, которая может эксплуатироваться в зимний период, имеет допустимые маркировки: Если этой маркировки нет, то данная шина не может эксплуатироваться по законодательству в зимний промежуток времени. На боковине колеса должны быть обозначения: гора со снежинкой и аббревиатура M+S «Mud and Snow» - грязь и снег Но не все шины с M+S - зимние. Именно гора со снежинкой обозначает, что резина прошла успешно испытания в зимний период времени. Но комплект лета и комплект зимы всегда лучше, чем любая всесезонка.
- Подходит ли для наших условий шипованная резина?
- Подходит. Напарник мой ездит на шиповке. На сухом асфальте у вас тормозной путь увеличится. Но у нас в Севастополе часто бывает, что утром мороз и гололед, а к обеду — каша. Неизвестно, что и как повернется. И шипы бывают разные: есть частые, а есть редкие. Он ездит на редких. По законодательству шипованная резина должна быть установлена на все 4 колеса.
Вопрос со штрафами тем не менее остается открытым. В нормативно-правовых актах есть небольшое противоречие.
В п. 5.5 Приложения к техническому регламенту Таможенного союза эксплуатация в зимний период (декабрь, январь, февраль) транспортных средств, не укомплектованных надлежащими зимними шинами, запрещена. Зимние шины должны быть установлены на все четыре колеса. Сроки запрета могут быть увеличены региональными государственными органами.
Но в «Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств» Приложение к «Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения», Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 г. N 1090) требование к временному периоду не включены. Есть только ограничения для высоты протектора — остаточная глубина протектора зимней шины должна быть более 4 мм (при отсутствии индикаторов износа) во время эксплуатации на обледеневшем или заснеженном дорожном покрытии.
И только за неисправности, перечисленные в этом «Перечне...» в КоАП предусмотрено наказание в виде штрафа — 500 рублей.
Как поступит инспектор, если поймает вас на зимней дороге с летними шинами, пока неизвестно. При подготовке статьи найти севастопольца, которого реально оштрафовали бы за отсутствие зимней резины в январе-феврале 2015 года не удалось. Однако, о безопасности — своей и других участников дорожного движения — стоит все же позаботиться и переобуться загодя. Тем более, что при ДТП страховая может отказать вам в выплате из-за шин, не соответствующих сезону.