До 90% доходов от штрафов ГИБДД уплывает в карман частников

Генпрокуратура проверит места установки автоматических дорожных камер и режим их работы. Ведомству не нравится, что в некоторых регионах России до 90% дохода от штрафов достается частным компаниям. Поток денег огромный: в прошлом году камерами был оштрафован практически каждый житель РФ.
Коммерсант

С поручением проверить места установки и эксплуатацию автоматических дорожных камер на коллегии Генпрокуратуры РФ выступил глава ведомства Юрий Чайка.

Его первый заместитель Александр Буксман заявил об обеспокоенности превращением комплексов фиксации в «источник доходов», «коммерческие проекты региональных органов власти и бизнесменов». Камеры «устанавливались для снижения аварийности», напомнил господин Буксман, но в некоторых регионах соглашения между властями и частниками привели к тому, что предприниматели получают до 90% доходов от наложенных штрафов.

В надзорном ведомстве привели статистику, согласно которой в 2018 году дорожные комплексы зафиксировали около 120 млн правонарушений, то есть «почти каждый житель нарушил ПДД».

«Призываю проанализировать законность и справедливость таких концессий», — добавил первый заместитель генпрокурора РФ. По словам господина Чайки, проверки с «контролирующими органами» следует организовать для «своевременного устранения массовых нарушений прав граждан».

По данным ГИБДД, на дорогах РФ действуют 12 тыс. стационарных и 3,8 тыс. мобильных комплексов фиксации нарушений. Камеры частных компаний применяются с 2013 года. Первопроходцем стал Татарстан, где власти арендуют у частных компаний комплексы «Автодория». В Астраханской области в 2018 году ПАО «Ростелеком» заработало на 150 камерах почти 40 млн руб., а в Тюменской области на 151 комплексе — 137,4 млн руб. В Крыму в прошлом году ООО «Безопасные дороги Крыма» заработало на 155 камерах 26,3 млн руб. Рекорд принадлежит «МВС Груп», которая по концессии с 2016 года получает в Московской области с каждого оплаченного штрафа 233 руб. В 2018 году компания заработала на этом 3,1 млрд руб. Фиксированные платежи владельцам камер с каждого штрафа также установлены в Тамбовской (243 руб.) и Курганской (149–345 руб.) областях.

В Госдуму внесены уже как минимум два законопроекта, ограничивающие работу частных комплексов видеофиксации. Так, в поправках главы парламентского комитета по транспорту Евгения Москвичева и коллег говорится, что «решения об установке и использовании» автоматических камер принимают федеральные, региональные власти и органы местного самоуправления. А во внесенном накануне в Госдуму проекте парламентского вице-спикера Игоря Лебедева частные камеры вообще предлагалось объявить вне закона.

Наряду с комплексами видеофиксации в надзорном ведомстве обеспокоены и качеством российских трасс. В половине регионов, сообщил Александр Буксман, они находятся в плачевном состоянии. В пример он привел Калмыкию и Архангельскую область, где 90% региональных и местных дорог не отвечают нормативам. Подобное их состояние стало одной из причин 60 тыс. ДТП в 2018 году, в которых в России погибли 5,5 тыс. человек.

Вступайте в наш телеграм канал t.me/prsev