Похожие выводы содержались и в прошлогоднем отчете как СП, так и Комитета гражданских инициатив Алексея Кудрина. Однако Минздрав с выводами экспертов не согласен. Это не удивительно, ведь ведомство Вероники Скворцовой идет со значительным отставанием в выполнении майских указов президента и, видимо, предпочитает не отвлекаться на такие «мелочи», как сельская смертность, рассчитывая как-нибудь выправить показатели. Времени между тем остается все меньше, и сколько еще россиян в буквальном смысле падут жертвами гонки Минздрава за показателями остается только догадываться.
«Бездумная оптимизация, которая проводится в настоящее время в значительном количестве субъектов, приводит к очень нежелательным последствиям», — сказала Голикова на своем выступлении в Госдуме и сослалась на «удручающую статистику», которую Счетная палата получила от регионов по итогам 2015 года. По словам Голиковой, из 130 тыс. сельских населенных пунктов на территории России только 45 тыс. имеют те или иные формы оказания медпомощи, остальные, то есть большинство, их просто не имеют. «И есть вопиющие факты, когда смертность в результате такой недоступности медпомощи существенно превышает те показатели, которые в среднем сложились в России», — добавила глава Счетной палаты.
Если в среднем по России продолжительность жизни увеличивается «за счет успешных субъектов», то в сельских населенных пунктах и субъектах, в которых есть недостатки со сбалансированностью бюджетов, есть проблемы и риски для демографии, сказала Голикова. «Если вот это хрупкое равновесие, которое сейчас существует, нарушится, то дальше ситуация будет ухудшаться», — предупредила она.
Как напоминает РБК, в 2012 году президент Владимир Путин, подписывая так называемые майские указы, поручил довести показатель ожидаемой продолжительности жизни в России до 74 лет к 2018 году. В итоге к 2016 году показатель удалось увеличить с 69,8 до 71,4 лет вместо ожидаемых 72. Минэкономразвития прогнозирует, что продолжительность жизни достигнет к 2018 лишь 72,2 года. Счетная палата тоже предупреждает о недостижении показателя. Похожим образом Минздрав отстает и в целевых показателях смертности: 13,1 случая на 1000 населения, вместо плановых 12,5.
Ранее с разоблачительными докладами в адрес программы оптимизации Минздрава выступал также КГИ Алексея Кудрина, который прогнозировал резкое увеличение смертности в ближайшее время в результате неэффективной программы оптимизации. Авторы доклада называют одной из причин снижения доступности медицинской помощи рост количества платных услуг, а также ликвидацию огромного числа медицинских учреждений и укрупнение некоторых из них.
Уровень госпитализации в стране не соответствует потребностям и неуклонно снижается, а доля расходов на здравоохранение снижается в ВВП при возрастающей затратности медпомощи. «Значительные территориальные различия в стоимости отдельных видов медицинской помощи говорят об отсутствии единой политики», — отмечается в докладе.
Характерно, что в Минздраве проблему признавать отказываются вовсе, утверждая, что продолжительность жизни селян неуклонно растет. При этом эта позиция ведомства сохраняется уже больше года.
«Позавчера в теленовостях был репортаж о встрече президента с министром здравоохранения. И я думаю, те, кто видел этот сюжет, догадываются, что мы живем в каком-то "зазеркалье". То, что показывали по телевизору, на 180 градусов отличается от данных, которые представила Счетная палата. Честно скажу: я думаю, что Счетная палата квалифицированно делает свою работу, но, к сожалению, это работа "в пустоту". Так вот, когда по ТВ передавали речь Скворцовой, шли титры о том, как много открылось у нас в сельской местности медучреждений. А Счетная палата говорит, что их количество в четыре раза сократилось, и что более 20 тысяч населенных пунктов вообще остались без какой-либо медицинской структуры!» — рассказывал тогда в интервью Regions.ru депутат Валерий Зубов.
Но, несмотря на то, что граждане заваливают депутатов обращениями по поводу доступности и качества медицинской помощи (в частности, на заседании ГД 18 мая эту проблему озвучил депутат Николай Герасименко), это не мешает Минздраву продолжать бравировать успехами. Так, Вероника Скворцова на днях рапортовала президенту о положительных результатах, которых удалось достичь благодаря программе «Земский доктор». Эта программа предусматривает единовременные выплаты врачам, приезжающим работать в сельскую местность.
Опубликованный месяцем ранее доклад ВШЭ доказал низкую эффективность этой программы: «Очевидно, что разовая выплата на обустройство молодого специалиста не может компенсировать низкий уровень текущего вознаграждения за труд в сложных условиях сельской местности», — подчеркивали авторы доклада. Если в 2012 году участников программы было 7,7 тыс., то в 2014-м — уже 3,3 тыс.
Можно предположить, что вся программа оптимизации Минздрава заточена под подобный краткосрочный эффект, ведь, конечно же, приятнее рапортовать об успехах, пускай порой и ценой жизней россиян. Остается один вопрос, какие последствия будут у этой стремительной оптимизации после 2018 года, когда бремя майских указов (выполненных или нет) перестанет давить на ведомство? И кто будет эти последствия расхлебывать?
Сергей Калашников, первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике (Брянская область). Депутат Госдумы (1993-1998, 2011-2015). Член ЛДПР. Министр труда и социального развития РФ (1998-2000)
"Очень печально, но приходится верить Татьяне Голиковой. И не потому, что Счетная палата выступает как субъект, а потому что она основывается на цифрах. А Минздрав в лице уважаемой Вероники Скворцовой приводит лишь голословные утверждения.
Единственное, я бы сделал поправку к словам Татьяны Голиковой (похоже, она даже слишком оптимистична): по данным старейшего в России сообщества врачей "Пироговского движения", очередной съезд которого состоялся в минувшие выходные, доступность медицинской помощи сокращается не только на селе, но и в городах, в том числе в городах-миллионниках. Просто в городах эти процессы менее заметны. Если брать не количество лечебных учреждений, хотя и их становится все меньше, а количество узких медицинских специалистов на 10 тысяч населения, то здесь проблема наиболее остра.
Чтобы далеко не ходить, возьмем благополучную Москву, где практически каждый ее житель, который периодически сталкивается с врачами, без запинки заявит о неимоверных сложностях, с которыми теперь приходиться буквально "пробиваться" к врачам. Мало того, что медиков сокращают, поэтому ждать приема приходиться и неделю, и две, и больше, так еще приходиться кататься туда-сюда: ведь теперь, чтобы попасть к узкому специалисту, надо взять направление у терапевта в своей районной поликлинике и затем зачастую ехать в другую поликлинику, так как в вашей врачей "оптимизировали" до такой степени, что половины из них не осталось!»
Олег Куликов, зампред комитета ГД по охране здоровья. Фракция «КПРФ»:
«Я считаю, что в данном случае права Татьяна Голикова. Она опирается на достоверные данные, которые предоставляют регионы, а не на ведомственную статистику.
У нас действительно продолжительность жизни селян на 4-5 лет меньше, чем у горожан. И не секрет, что дольше всех остальных живут у нас москвичи — это тоже факт. У них и благосостояние другое, и доступ к медицине, как и качество самой медицины, совсем иные. Лучшие медицинские кадры в стране работают именно в столице, где немало федеральных медицинских центров.
Между тем, в России есть целые области, которые просто вымирают. Это и Псковская область, и Костромская, Вологодская, Новгородская, Тульская. Вот где надо сконцентрировать сегодня усилия Министерства здравоохранения! Государство должно нести социальную ответственность за эти регионы, где после войны население сократилось второе. Там должны действовать особые нормативы оказания медицинской помощи, а лекарственные препараты должны быть полностью бесплатными. Для большинства населения этих регионов лекарства просто недоступны. Поэтому люди там и не лечатся полноценно, а пытаются лечиться какими-нибудь настоечками, отварами, а мужики на худой конец — стаканом водки.
Иногда просто сердце разрывается при виде того, как умирает российская деревня. Причем, умирает она "благодаря" усилиям наших властей. Еще лет 10 назад у нас было не 130 тысяч сельских населенных пунктов, а 200 тысяч. Значит, за эти годы 70 тысяч населенных пунктов исчезли с карты нашей страны! А ведь это классическая, коренная Россия!
Я наблюдаю, что у нас все министерства научились хорошо отчитываться. Но этим отчетам очень сложно верить, потому что к реальности они имеют мало отношения. Как можно формировать отчеты, опираясь на ситуацию в Москве, Санкт-Петербурге и ряде других крупных городов, тогда как в провинциальных городах, на селе, ситуация кардинально иная? Там нет нормального лекарственного обеспечения, нет доступной медицинской помощи. Какая может быть доступность здравоохранения, если до ближайшего населенного пункта, где есть больничные койки, не меньше 100 км?!
Почему-то стало принято считать, что народ должен везде выкручиваться сам, без какой-либо помощи и поддержки государства. Думаю, такое отношение к своим гражданам нашего правительства, наших ведомств, включая Минздрав, — просто недостойное и антигуманное».
Валерий Гартунг, первый зампред Комитета Госдумы по промышленности, член фракции «Справедливая Россия»:
«Ну во-первых, данные Счетной палаты подтверждаются еще и данными, которые мы получаем из регионов. Среди обращений, которые мы регистрируем в нашей приемной, — а к нам поступает более 100 обращений в день, - жалоб на недоступность медицинской помощи становится все больше и больше. Мы постоянно узнаем о том, что где-то люди умирают, не дождавшись приема, не получив своевременной врачебной помощи.
И не только в сельской местности, но и в малых городах тоже существует большая проблема с доступностью медпомощи. Челябинская область не исключение: у нас тоже удручающая статистика. Та картина, которую я и мои избиратели видим у нас в регионе, полностью подтверждает выводы Счетной палаты.
Поэтому, конечно, работа Минздрава заслуживает самой низкой оценки. Сегодня все делается для того, чтоб медицинская помощь стала недоступной. Я, например, знаю много случаев, когда люди умирали просто потому, что им не по карману была медицинская помощь.
Да и вообще, ситуация получается сейчас двоякая. Если у человека есть деньги, то его будут продолжать лечить, даже если он выздоровеет, и залечат до смерти. А если у человека нет денег, то ему под любым предлогом откажут в медицинской помощи.
Поэтому сегодня из-за вот этой патовой ситуации с медициной жить в России вообще становится опасно. Не зря многие граждане предпочитают заниматься самолечением и обращаются к народной медицине. Люди просто вынуждены так поступать».
Александр Старовойтов, зампред Комитета Госдумы по транспорту, член фракции ЛДПР:
«Я бы посоветовал Минздраву прислушаться к Жириновскому и депутатам фракции ЛДПР, которые каждый год через тысячи сел и поселков проезжают практически всю Российскую Федерацию. Когда мы слышим, что средние доходы в регионах по 25 тысяч рублей, что постоянно где-то открываются новые больницы и поликлиники, мы все это ищем и почему-то не находим. Напротив, мы только сталкиваемся с ситуациями, когда медучреждения закрываются и когда до ближайшей поликлиники или роддома людям приходится ехать по 60, по 100 километров.
Поэтому Министерству здравоохранения нужно все-таки иногда поднимать свое тело, загруженное работой в Москве, и переносить в какой-либо субъект федерации. Если там не знают, куда именно надо приезжать, мы им с готовностью укажем адреса. Их не так сложно найти, поскольку практически любое село любого российского региона сталкивается с проблемой отсутствия медицинского обслуживания.
Очень странно получается: об этом постоянно говорят и парламентские партии, и Счетная палата, а у министерства совсем другое видение ситуации. Видимо, кто-то явно не справляется там со своей работой.
Есть такой закон контрразведки: если одна и та же информация получена не менее чем из трех источников, значит она считается объективной. В данном случае источников хватает. Это население, парламентские партии и третий источник — Счетная палата.
Вот и пускай представители Минздрава приезжают в регионы пообщаться с селянами. Они им и расскажут, что думают о здравоохранении в Российской Федерации в целом и в своем селе в частности. Мы же со своей стороны можем непосредственно министру здравоохранения направить все отзывы, которые мы получаем из каждого села».