Если вы планируете приобрести беспроблемный автомобиль конкретной модели, требующий минимума вложений в ближайшем будущем, не теряйте время на просмотр самых дешевых предложений. Хорошую машину за бесценок никто не отдаст, а аргументы вроде «расстаюсь со слезами на глазах — просто очень нужны деньги» — это, как показывает практика, разговоры в пользу бедных. Так что, выбирайте варианты, продаваемые по среднерыночной стоимости или чуть выше.
Кстати, от покупки самых дорогих экземпляров также желательно воздержаться. Слишком велик риск встретить наглого или неадекватного продавца, сильно преувеличивающего ценность своего автомобиля и желающего нажиться на доверчивости и неопытности покупателя. К тому же сравнительно высокая цена нередко идет в ногу с дорогой комплектацией автомобиля — вещью, которой на вторичке уже давно никого не разжалобить.
Определив свой ценовой потолок, можете смело рассматривать объявления с цифрами, его превышающими. Резонов тут два. Во-первых, на рынке редко сыщется автомобиль, скинуть цену на который аргументированно у вас не выйдет. А аргументы всегда найдутся. Пробегитесь хотя бы по всем пунктам этой статьи — в них найдутся подсказки. И не спешите задавать продавцу вопрос о возможном дисконте при первом же звонке — так вы только сослужите себе плохую службу. Как при трудоустройстве не принято уточнять размер оклада в первой половине собеседования (а то и вовсе при первом собеседовании), так и разговоры о цене предстоящей сделки лучше вести, обхаживая ее объект кругами. Во-вторых, не зная рынка, вы попросту изначально могли заблуждаться о том, сколько стоит искомый набор потребительских свойств. Торгуйтесь до конца, но, даже не попав в запланированный изначально прайс, рассмотрите вариант поиска дополнительных средств, лишь бы не упустить действительно стоящий вариант.
Ищите подходящий автомобиль у реальных владельцев. Разумеется, всегда остается шанс наткнуться на убитый экземпляр, реализуемый из первых рук, равно как и вероятность встречи неплохого варианта на сомнительном рынке. Тем не менее процент «честных» автомобилей значительно выше среди продавцов-частников, в то время как подавляющее большинство машин, реализуемых с площадок, имеют безбожно скрученный пробег, умело скрытые в ходе «предпродажной подготовки» технические неисправности, а также неоправданно завышенную цену.
Важно и другое. Собственник расскажет вам если не все, то многое из прошлой жизни автомобиля, с которым вам предстоит дальше жить. Чем меньше тайн на этапе покупки, тем лучше для вас.
С другой стороны, определить даже в ходе телефонного звонка, кто перед вами — владелец или коммерсант, задача не из простых. Без навыков психолога и следователя в одном лице тут никак. И пусть вас не вводит в заблуждение фраза в объявлении о том, что «перекупов просьба не беспокоить», а также женское имя в поле контакта.
Идеальный вариант — приобрести автомобиль у его первого и единственного владельца. В этом случае вы вполне можете рассчитывать (если хозяин был любящим и педантичным) на подтвержденную сервисной книгой и заказ-нарядами историю обслуживания своей будущей покупки. При этом шанс, что история окажется правдивой, будет не таким уж и призрачным.
А вот автомобили с большим количеством хозяев и экземпляры, которыми владели непродолжительное время, лучше рассматривать в последнюю очередь. Конечно, причины перепродажи бывают самые разные, и в этой категории также попадаются достойные варианты, но от действительно стоящих автомобилей, как правило, быстро и часто не избавляются.
Если продавец не в состоянии сделать и выложить качественные изображения своей машины, от общения с ним лучше воздержаться. Нечеткие фотографии неряшливых машин, прикладываемые к объявлению, — свидетельство того, что продавец пытается от вас что-то скрыть. Очевидно, при очной ставке все огрехи всплывут, но вы потратите свое время на лишние разъезды. Ищите адекватных продавцов, не стесняющихся показать автомобиль со всех сторон. Если какая-то деталь на фото вызывает сомнение, смело просите сфотографировать ее крупным планом и выслать вам — благо большинство из нас сегодня со смартфонами, позволяющими сделать это в два счета. К примеру, по стыкам и подгонке деталей кузова можно составить первое мнение о машине.
Оговоримся сразу — само по себе наличие крашеных деталей не является криминалом и поводом для отказа от покупки. Я знаю немало людей, перекрашивающих кузовные элементы по КАСКО только ради того, чтобы избавиться от крохотного скола или едва заметной царапинки, «подаренной» нерадивыми соседями по парковке.
Вот только все малярные и кузовные работы должны быть выполнены аккуратно, а крашеные детали не должны бросаться в глаза. При ином раскладе есть повод усомниться в квалификации маляров, проводивших ремонт. А также уверовать в то, что владелец экономил на качественном сервисе.
Кстати, если вы мало-мальски владеете графическими редакторами, поделюсь способом, позволяющим почти стопроцентно выявить крашеные элементы не выходя из дома. Откройте вызывающую подозрение фотографию и подвигайте ползунки яркости и контраста. Вполне возможно, результаты эксперимента вас удивят.
Нелишне будет внимательно изучить перед поездкой на осмотр и фотографии интерьера. По его состоянию можно определить приблизительный пробег автомобиля, сверить его с заявленным. Потертый пластик, накладки на педалях и обод руля, продавленные сиденья (в частности, водителя) — эти и прочие мелочи выдают видавший виды автомобиль, пусть едва ли не каждый заинтересованный в продаже владелец делает полную химчистку салона, полируя пластик и вычищая самые труднодоступные уголки.
Особого внимания достоин левый валик боковой поддержки водительского сиденья — именно он теряет товарный вид быстрее всего. Но стоит помнить, что на большинстве автомобилей (ранние «китайцы» с дешевым дерматином на креслах не в счет) с реальным пробегом до 100 000 км, даже столь уязвимое место обычно выглядит свежим. Отделанные недорогой тонкой кожей рули корейских автомобилей конца «нулевых» начинают затираться к 50–60 тыс. км. Рули премиальных «европейцев» и «японцев» — значительно позже. В общем, сопоставляйте состояние салона и цифры на одометре — и, если возникают серьезные сомнения, переходите к следующему объявлению.
Можете считать меня снобом, но опыт подсказывает, что автомобиль грамотного, образованного продавца зачастую находится в лучшей кондиции, нежели машина человека, который «обслуживал ее у официального диЛЛера», «делал под себя» и «НИКОГДА НЕ БИЛ И НЕ КРАСИЛ!!!». Помните: грамотно составленное объявление с максимальным количеством фактуры и минимальным количеством «воды» и эмоций — очень хороший признак. Откровенность продавца чувствуется уже на этом этапе.
Если человек на том конце провода в ответ на прямой вопрос о бывших поломках и неисправностях, периодичности обслуживания или, например, марке используемого масла начинает «плыть» или уводить разговор в другую сторону, бегите! Вы имеете дело либо с перекупщиком, не знающем о продаваемой машине ровным счетом ничего, либо с абсолютно равнодушным к своей технике дилетантом. Неизвестно, что лучше. Встречаются ляпы и другого свойства. Например, когда в объявлении продавец заявляет о том, что автомобиль эксплуатировался лишь летом, а на фото — испачканная машина, обутая в зимнюю резину (представьте себе, встречаются и такие!).
В одной из наших публикаций мы рассказывали о сервисах, позволяющих узнать историю подержанного автомобиля. И неспроста. Зная номер автомобиля и VIN, можно вывести мошенников на чистую воду. Иногда даже бесплатно. Недавно в поисках варианта для своего знакомого набрел на очередное объявление, в котором продавец указывал год выпуска, превышающий реальный. Подлог выявить было совсем не трудно — в том же сервисе Adaperio за деньги предлагается узнать правду по многим пунктам, кроме — правильно! — года выпуска. Его видно еще в режиме предпросмотра. Впрочем, через портал госуслуг можно пробить посредством сервиса «Автокод» (не путать с Autocod.ru!) автомобиль совершенно бесплатно (пусть и не всегда корректно).