Об этом «Примечаниям» рассказал член севастопольского отделения «Справедливой России» (далее — СР) и регионального совета Нахимовского района Валерий Стрюков. На сентябрьских выборах он баллотировался в муниципалитет Нахимовского района, но не прошел. Не прошел в Госдуму РФ и бывший севастопольский депутат нижней палаты российского парламента Михаил Брячак, за которого Стрюков и еще несколько сотен жителей города агитировали во время выборов — «Справедливая Россия», от которой баллотировался Брячак, пришла на выборах последней. И ладно бы только это: СР, говоря шершавым языком плаката, «кинула» на деньги почти всех, кто за нее агитировал.
По словам Валерия Стрюкова, претензии по оплате (а вернее — по ее отсутствию) на данный момент предъявили «Справедливой России» около 300 человек. Но их больше, говорит Стрюков, — порядка тысячи. В целом на местную СР работало полторы тысячи человек. Кому-то не заплатили за месяц работы, кому-то за два. Это агитаторы, «палаточники», водители и т. п. Из них большая часть — пенсионеры.
Не получили деньги даже сотрудники штаба СР — многодетная мать, которая работала там дизайнером, юрист, технические работники, сотрудники колл-центра.
«За сентябрь вообще никому зарплату не выплатили, ни штабным, ни техработникам, — заявил «Примечаниям» Стрюков. — Я когда пошел к нашему партийному юристу, он сказал: «Не поверишь, я своих денег тоже не увидел».
Обманули даже москвичку Галину Александровну Воробьеву, которая состоит в «Справедливой России» уже 14 лет вместе с ее лидером Сергеем Мироновым, — продолжает Стрюков. — После Крымской весны она переехала жить в Севастополь и решила помочь любимой организации».
Сам Валерий летом работал в колл-центре СР. Он обзванивал потенциальных избирателей и агитировал их по телефону с июля по август включительно. А в сентябре Стрюков руководил расстановкой 12-ти палаток с агитационной литературой. Говорит, что развозил все сам, работая с 6 утра до полуночи.
За все это Стрюкову, по его словам, заплатили только 5 тысяч — компенсировали бензин. «Мне обещали 35 тысяч за работу в колл-центре в августе и 20 тысяч за расстановку палаток, но не заплатили ничего, — уточняет он. — Всего в колл-центре СР работали 6 человек, и деньги они получили только за июль».
Перебои в выплатах начались с августа. Сначала небольшие задержки по 5-10 дней, затем еще дольше. С конца августа выплаты прекратились вовсе. «Я хотела уходить, и многие ходили с такими мыслями — рассказывает член инициативной группы агитаторов СР Светлана Еремина. —
Мы понимали, что нам уже не заплатят. Тогда руководство всех собрало, и член регсовета Людмила Кмить нас начала успокаивать. Говорила, что всем все обязательно заплатят, что деньги есть, что они лежат в сейфе и скоро все будет. Мы остались, продолжили работать. И ничего не изменилось».
Между тем, «зарплатные» деньги у руководства местной партячейки были, говорит Стрюков. По его словам, распределением средств ведали члены Совета Кмить, Алексей Корчагин и Виктор Митрофанов. Последний был главой регионального отделения СР и тоже обещал все выплатить — «после выборов». Но уже февраль, а денег все нет.
С октября инициативная группа начала писать письма. Сначала написали г-ну Митрофанову, который так и не удостоил их ответом. В личной беседе он заверил Стрюкова, что вопрос решит после того, как свяжется с Михаилом Брячаком. В «Справедливой России» сообщили, что г-н Брячак покинул Севастополь сразу после поражения на выборах.
После этого агитаторы партии написали письмо председателю СР Сергею Миронову: под письмом подписалось 70 человек. Миронов ответил, что лично разберется в этой проблеме и пообещал, что деньги севастопольцы получат.
Отчаявшись ждать помощи из центрального аппарата партии, Светлана Еремина направила письмо генпрокурору РФ Юрию Чайке. 15 ноября 2016 года генпрокуратура России переслала это письмо (есть у «Примечаний») в прокуратуру Севастополя.
Прокурор Игорь Шевченко позвонил Ереминой лично и заверил, что разберется в проблеме.
На вопрос будет ли возбуждено дело, Шевченко по ее словам призвал «не поднимать шум». И не стал его поднимать сам — деньги агитаторам не выплатили.
Писали они и председателю Госдумы Вячеславу Володину — получили ответ (есть у «Примечаний»), что их обращение переадресовано Сергею Миронову. Круг замкнулся.
Писали обманутые агитаторы севастопольской «Справедливой России» и в ЦИК РФ. Там им, наконец, ответили по существу: поскольку официальных трудовых договоров с ними не составлялось, претензии не принимаются (ответ ЦИК также есть у «Примечаний»).
Трудовые договора партия, по словам Стрюкова, действительно, не заключила ни с кем. Хотя все нанятые на период выборов работники сдали ксерокопии паспортов Митрофанову. «Мы сами виноваты, конечно, — говорит Еремина. — Надо было настоять. Но деньги сначала платили, и мы решили, что процесс оформления идет».
Сейчас наевшиеся «завтраками» жертвы «Справедливой России» решили создать общественную организацию «Дело чести». «Я обошел свыше 70 человек, снял на видео самых инициативных, свел в один ролик и выложил в интернет», — говорит активист.
Тем временем Виктор Митрофанов из руководства региональной организации СР ушел. Людмила Кмить и Алексей Корчагин, которые, по словам Валерия Стрюкова, имели отношение к распределению денег на выборы, в регсовете остались. «Совет надо разогнать, — мрачно заявляет активист, — это непорядочные люди».
Обманутые агитаторы предполагают, что 15 сентября, за день до выборов, г-жа Кмить, отвечавшая в СР за работу с диаспорами Севастополя, получила для расчета с ними 2,5 млн руб. Но ведомостей в штабе СР нет, сообщили в бухгалтерии Светлане Ереминой. Куда ушли деньги, неизвестно.
Сама Кмить в разговоре с «Примечаниями» свое отношение к финансовым делам партии отрицает. По ее словам, общественным организациям она деньги давала — 200 тысяч рублей, каждому под роспись, а с агитаторами и их кураторами не работала. «Что за глупости? Я же не бухгалтер, чтобы получать и выдавать деньги, — резко заявила она. — Я отвечала только за общественные организации, национальные общины. Какие миллионы? Есть документы в бухгалтерии, кто и что получал. Я денег не получала никаких».
В офисе СР недовольных просят не выносить сор из избы. «Мы тут волонтеры, бесплатно работаем, а вы авторитет партии подрываете», — так, по словам Стрюкова, отвечает обманутым агитаторам секретарь бюро регионального штаба партии Раиса Семенова.
Теперь в регсовете СР составляют списки не получивших деньги. По крайней мере, так сказали самим обманутым агитаторам. Но когда те просят показать, есть ли в списках их фамилии, секретарь отказывается: «Это конфиденциальная информация».
По информации Стрюкова, после выборов потерявший кресло в Госдуме Михаил Брячак встретился с севастопольским регсоветом СР и заявил: «Я потратил на кампанию 30 млн рублей, и партия еще всем денег должна? Где деньги? Я найму адвокатов, я этого так не оставлю».
Сам г-н Брячак заявил «Примечаниям», что адвокатов пока не нанял, но разбирательство будет — с агитаторами. По его словам, некоторые из тех, кто сейчас заявляет о задолженностях, сильно преувеличивают свой заработок.
«Там, где люди заслуженно претендуют на выплаты, мы там будем выплачивать, — говорит он. — Там, где не совсем обоснованы требования, будем привлекать юристов для того, чтобы была сделана правовая оценка и совершены соответствующие действия. Был план, по которому строилась работа. И были отчеты, по которым осуществлялась выплата. Отчеты были искажены, сведения подложны», — завил он.
Кто исказил отчеты, кто совершил подлог и почему именно с агитаторами будет разбирательство, если списки составляли их кураторы, видный справедливоросс пояснить не смог: «Будем разбираться и все выясним».
Между тем, по словам Стрюкова, сами высокопоставленные функционеры регсовета СР недостатка в деньгах явно не испытывали.
30 декабря они провели новогодний корпоратив для руководителей местной партячейки «Справедливой России» в ресторане «Мадам Шоко». По подсчетам агитаторов, праздник жизни, на который их не пригласили, обошелся в 100 тыс. руб.
Тем временем, региональный совет «Справедливой России» в Севастополе возглавил бывший вице-губернатор из команды Сергея Меняйло, экс-глава упраздненного департамента внутренней политики Евгений Дубовик.
23 января 2017 года г-н Стрюков навестил г-на Дубовика в новом офисе «Справедливой России» (партия переехала с ул. Ленина в район пл. Ушакова) и поведал о вопиющей ситуации. Дубовик ответил, что едва вступил в должность, что с проблемой разбирается и находится по этому вопросу в постоянном контакте с Сергеем Мироновым. С тем самым, который тоже «в проблеме разбирается», причем «лично».
«Примечаниям» Евгений Дубовик заявил, что о 2,5 миллионах он ничего не знает, но, по имеющимся у него документам, центральный аппарат партии севастопольскому отделению никаких денег на выборы не пересылал.
«Все вопросы к Брячаку. Он шел как кандидат, это [предвыборная кампания «Справедливой России»] его работа была. Что это были за финансы — его или привлеченные, — я не знаю».
Сам Михаил Брячак в беседе с «Примечаниями» говорит совершенно другое, опровергая слова Дубовика и часто противореча сам себе. При этом в разговоре он старается вообще не произносить слово «Севастополь» — будто рассуждая о предвыборной кампании в неких неназванных регионах с неизвестными кандидатами.
«Схема была комбинированная. Почему задержка? И центр недофинансировал, и кандидаты не справились, — сказал наконец г-н Брячак на девятой минуте разговора. — Во многих регионах такой вопрос существует, и не в одной нашей партии. В Севастополе примерно так же получилось. Сейчас идет гашение из бюджета партии».
Цифру в 30 миллионов экс-кандидат от «Справедливой России» подтвердить не смог: «Сколько мы потратили, сходу сказать сложно — финансирование было из разных источников. Где-то я вкладывал, где-то партийная касса срабатывала, где-то спонсоры помогали».
Минутой позже Брячак говорит несколько иное: «Партия имела своих спонсоров из числа кандидатов. Все партии так делают. Но я не принимал участие в этой модели».
Дубовик с Брячаком подтверждают — глава партии Сергей Миронов о проблеме знает и обещает всем все выплатить. Но, судя по письмам, полученным севастопольцами, федеральный руководитель «Справедливой России» в курсе ситуации еще с ноября. И в ситуации он обещает разобраться с ноября.