Об этом сообщил инфоцентр «Крымский мост».
Поднять самолет было возможно лишь с помощью тяжелого плавкрана. Поэтому поисковики обратились к мостостроителям. «Мы сразу поддержали поисковиков, которые обратились за помощью. Вся наша команда, все до единого откликнулись. Водолазы с нашей стройки тоже подключились. Служба капитана морского порта Кавказ оказала максимальное содействие. Для каждого из нас это — дань памяти воинам, которые сражались за наше будущее. Мы знаем, какие ожесточенные бои шли на берегах и в проливе, знаем цену этой победы и храним память об этом подвиге», — сообщил капитан плавкрана Игорь Демьяненко.
В ходе операции с девятиметровой глубины был поднят фюзеляж с крыльями и хвостовой частью весом более 3,5 тонны. Сохранилось вооружение – шесть пулеметов «Браунинг» калибра 12,7 мм с боекомплектом. Частично уцелела приборная доска и кресло пилота, а также двигатель с маркировкой.
Подводные исследования позволили предположить, что данная боевая машина служила в штурмовом авиаполку ВВС Черноморского флота СССР и принимала участие в Керченско-Эльтигенской десантной операции в 1943 году. Самолет пролежал на дне пролива более 70 лет.
Вероятнее всего, во время очередного боевого вылета самолет повредила зенитная артиллерия противника. Предположительно, истребитель был подбит в районе Эльтигена, после чего направился в Тамань, в аэродром, однако не смог долететь и приводнился. Его положение на дне пролива указывает на то, что пилот старался долететь до базы. «Самолет не рухнул в пролив. Это видно по корпусу, который сохранил форму. Скорее всего, летчик смог посадить машину на воду и, возможно, выжил», — рассказал руководитель поисковой экспедиции «Большой десант — 2017» Александр Елкин.
Заместитель директора Черноморского центра подводных исследований Виктор Вахонеев также подчеркнул, что самолет сел на воду сам. «Обычно мы имеем дело с самолетами, которые в результате боя упали в воду. Этот же самолет в результате полученных пробоин аккуратно приводнился. Пилот открыл кабину, сел в надувную лодочку и поплыл к таманскому берегу. И еще долго и счастливо жил». Именно благодаря тому, что самолет оказался на дне, он остался в практически идеальном состоянии и не был разграблен.
Вахонееев отметил, что самолет можно восстановить и выставить на одной из многочисленных исторических площадок Керченского полуострова, посвященных подвигу советских военных, сражавшихся в Великую Отечественную войну. Пока же боевая машина будет храниться в Керченской крепости. Позже самолет планируют выставить на территории 29-й батареи как музейный объект.
«Отдельная благодарность строителям Крымского моста, которые весь период экспедиции нас поддерживали технически, морально и, наверное, большая часть того, что мы с вами сегодня увидели — так аккуратно подняли самолет — это большая заслуга наших любимых мостостроителей», — подчеркнул Вахонеев.
Участие строителей Крымского моста в мероприятиях ко Дню Победы уже стало традицией. В 2015 году они провели реставрацию памятника морякам-десантникам Черноморского флота «Пушка Лендера» в Тамани. В 2016 году отремонтировали мемориальный комплекс в Керчи — братское захоронение воинов, павших в Керченско-Эльтигенской десантной операции в годы ВОВ.
Подъем самолета со дна Керченского пролива стал одним из этапов двухнедельной поисковой экспедиции, посвященной 72-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне, объединившей поисковиков и дайверов из Москвы, Тулы, Владимира, Сочи, Самары, Тольятти, Харькова. Они обследуют затонувшие в военное время морские и воздушные суда, ведут поиск останков бойцов, погибших в боях за Крым.
Самолет «Киттихаук» Р-40 американского производства во времена ВОВ поставлялся на вооружение войск Советского Союза по ленд-лизу. Это одномоторный истребитель Р-40, вооруженный шестью пулеметами «Браунинг» калибра 12,6, мощным двигателем. Он достаточно широко использовался Красной Армией.