В двадцатых числах февраля 2014 года в куст у памятника Ленину на ялтинской набережной воткнули древко с флагом России. На флаге было написано «Русский Крым».
Если бы каменный Ильич мог говорить, он бы наверняка напомнил собравшимся, что февральская революция — совсем не то же самое, что октябрьская
Этот триколор, как реликвия, хранится у активистов тех событий — с него, можно сказать, и началась Русская Весна в Ялте.
Костяк активистов ялтинской Русской Весны сформировался на двух стихийных митингах: 21 февраля на набережной и 28 февраля у исполкома. За неделю разрозненные активисты сгруппировались, была создана общественная организация «Народное единство».
Над этим зданием хотят поднять флаг России
«Мы окончательно поняли, что нужно объединятся, — рассказывает активный участник событий тех дней общественница Венера Дувалидис. — Создали общественную организацию «Народное единство». Ее возглавил бизнесмен Виталий Ахметов. В тот же день решили установить большую палатку у памятника Ленину, начать серию митингов».
Первый большой по местным меркам митинг состоялся 1 марта, он собрал около 1000 человек. К его началу у памятника Ленину уже стояла большая палатка, украшенная российскими флагами и лозунгами.
В отличие от Симферополя, где 26 февраля прошли столкновения с проукраински настроенными крымскими татарами, ялтинцы пришли покричать за Россию как на праздник. Митинг таким и получился.
Благодаря выступлениям яркой молодежи, харизматичному ведущему и зажигательным спичам ветеранов, создалось ощущение чего-то очень свежего. Было ощущение, что ребята из «Народного единства» создали новый модный тренд. Теплая, солнечная погода сказала, что природа тоже «за». Ощущения того дня — одно из моих самых любимых воспоминаний.
Актуальный баннер марта 2014 года. Жители Донбасса и Одессы тогда тоже решили последовать этой моде. О том, что модная обновка была пошита в одном экземпляре, они узнают позже, когда одних сожгут в Доме профсоюзов, а других начнут обстреливать из «Градов».
Помочь с организацией подготовки референдума в Ялту приехали в тот день автобус и пять машин из Севастополя. После митинга ялтинские активисты начали сбор гуманитарной помощи и средств для крымского ополчения, а также сбор подписей за воссоединение с Россией. 1 марта официально речь о вхождении в РФ еще не шла, но люди сами избрали эту повестку и ни о чем другом слышать не хотели.
Свежие новости о возвращении в Россию Ялта узнавала в палатке
С того момента действия по воссоединению с Россией стали для ЮБК модным трендом. Сейчас в это не верится, но Ялта проснулась сердцем. Люди от души приносили вещи и деньги для ополченцев, защищавших границу Крыма с Украиной, сами записывались в ополчение. Семьями стояли в очереди, чтобы подписаться за воссоединение Крыма с Россией. За три дня в палатке было собрано более 25 тысяч подписей.
Рекорд Ялты — более 25 тысяч подписей за три дня
В те дни мне казалось, что палатка, российские флаги, листовки — все это спланированная акция ФСБ, которая услышала мечты крымчан, всем сердцем рвавшихся в Россию. Тем более, что на территории санатория КЧФ (Краснознаменного Черноморского Флота) я видел «вежливых людей» в камуфляже и с «калашниковыми». Смотреть на них нравилось, они внушали уверенность. Но выяснилось, что у них были свои задачи, к палатке они не имели отношения.
Я расспрашивал активистов палатки о кураторах из Москвы, но те просто не понимали моих вопросов. Спустя три года можно констатировать: в Ялте действительно люди почти все сделали сами. И это сыграло решающую роль в первые дни марта – когда еще не шла речь о референдуме и простой народ до конца не был уверен, что все хорошо кончится.
Видя, с каким вдохновением собирают подписи за воссоединение с Россией волонтеры «Народного единства», ялтинцы сами проникались верой в успех предприятия. Как и многие другие люди разных возрастов, я старался побольше бывать возле палатки, чтобы тоже быть причастным к грандиозному историческому событию, получше распробовать его вкус.
Гуманитарку на блокпосты из Ялты возили «Спринтерами», на которых в сезон возят туристов
Не все было как в добром кино. Памятник Ленину действительно пытались свалить какие-то отморозки, ребята из палатки его отбили в одну из ночей. Приходили депутаты горсовета и требовали убрать палатку, их посылали подальше, а толпа поддерживала активистов. Пьяные гости из Симферополя пытались украсть деньги для ополченцев, чтобы потратить их на выпивку, но попытка кражи была пресечена. На телефоны лидеров «Народного единства» поступали угрозы от СБУ. И.о. секретаря горсовета Сергей Карнаух упорно не давал вывесить над зданием флаг России. Были очереди и неразбериха у банкоматов «Приватбанка», который спешно покидал Крым.
Это уже потом, когда стало известно, что референдум точно состоится 16 марта, в Ялту стали приезжать агитаторы от основных российских политических партий. На митингах стали выступать артисты с материка, которые приехали поддержать выбор крымчан. Для рядовых жителей полуострова процесс воссоединения Крыма с Россией все больше превращался в шоу.
Ялтинцы не верили, что в честь грядущего воссоединения с Россией в ялтинском зале «Юбилейный» состоится первый за 23 года бесплатный концерт в честь 8 марта. Некоторые даже пытались перепродать за деньги билеты, которые бесплатно раздавали волонтеры «Народного единства».
Люди очень быстро привыкли к палатке, митингам, концертам. На каждую акцию приходили сотни человек. В сам день референдума 16 марта все активисты дежурили на избирательных участках и фиксировали рекордную явку. Я лично видел неходячих бабушек, которые ради воссоединения с Россией из последних сил ковыляли на костылях голосовать. Те, кто жил в Ялте, но не был прописан, пытались как-то «решить вопрос», чтобы тоже помочь свершиться истории. Ночью был праздничный концерт и фейерверк, ялтинцы массово пили шампанское.
18 марта, у палатки собрались сотни людей послушать из колонок знаменитую речь Владимира Путина.
Мужчины плакали от счастья, никто не стеснялся своих слез — и я тоже. Флаг России, который отныне реял над ялтинским горсоветом на фоне величественных заснеженных гор, брал за душу и казался символом того, что справедливость в этом мире существует.
25 марта начавший управлять Крымом Сергей Аксенов обратился к ялтинцам и попросил убрать палатку — мол, она уже не нужна.
Лидер организации Виталий Ахметов появился из ниоткуда в решающий момент и взял на себя ответственность за порядок в Ялте. Давал деньги на солярку для ополченцев с блокпостов и координировал сбор гуманитарки для них, помогал готовить участки к референдуму. Ему звонили по всем поводам, он брал трубку со всех номеров и решал любые вопросы. Многие в Ялте до сих пор не понимают, зачем он это делал.
Эти люди сделали Русскую Весну в Ялте
«Да просто захотелось помочь людям вернуться домой», — сказал мне в начале апреля 2014 года Ахметов.
Для него, человека, который и при Украине жил очень хорошо, Крымская (тогда еще Русская) весна стала чем-то вроде самореализации. Он «сделал это» — и вернулся к своей непубличной жизни.
Те, кто был с ним рядом, тоже не воспользовались социальным лифтом исторических событий: на выборах 2014 года свежая сила — «Народное единство» — не выставило своих кандидатов.
Спустя три года никто из героев тех дней не воспользовался статусом «творца истории». Все остались обычными людьми — водителями, строителями, домохозяйками, пенсионерами. Может быть, в чем-то они счастливее тех, кто на волне 2014 года вкусил грязь реальной крымской политики.
После почти полуторагодовой переписки с разными инстанциями герои Русской Весны в Ялте получили медали «За возвращение Крыма» от Москвы, по приказу, который подписал лично Сергей Шойгу. Такие награды ценятся намного больше, чем республиканские, которые на полуострове раздавали тысячами за лояльность к канонизированным героям событий в Симферополе.