По данным опроса ВЦИОМ 2018 года, маршрутное такси россияне назвали самым опасным видом общественного транспорта (47%), конкурировать с ним может разве что самолет (38%). Среди москвичей и жителей Северной столицы доля согласных с этим тезисом выше – 59%. В сентябре 2019 года телеканал «Санкт-Петербург» выяснил, что 64% петербуржцев регулярно пользуются маршрутками.
В Москве еще в 2016 году были отменены все прежде функционировавшие маршрутные такси (более 300 маршрутов). Прошло три с половиной года, и в городе, который в несколько раз больше Петербурга, вроде бы ничего страшного не произошло. С одной стороны, добраться без личного автомобиля и метро куда-то в столице стало ощутимо сложнее, с другой – ожидаемой катастрофы, которую многие пророчили в СМИ, не случилось.
Еще тогда, накануне большой транспортной реформы в Москве, проект «Пробок.нет» выкатил железобетонные семь аргументов в пользу автобусов перед маршрутками. Они актуальны и для Петербурга сегодня.
1. В маршрутках могут не действовать проездные;
2. Теснота и неудобство;
3. Система оплаты (передайте пожалуйста, и еще сдачу обратно);
4. Езда не по расписанию, а по наполняемости; остановка где попало;
5. Жуткое порой состояние транспортных средств, невыспавшиеся водители;
6. Несоблюдение ПДД и частые аварии (см. пункт 6 как причину). Петербургский КРТИ приводит сведения, что маршрутки попадают в ДТП в два раза чаще других машин;
7. Неучтенные для бюджета средства (см. пункт 1), владельцы бизнеса не вкладываются в инфраструктуру, которой пользуются.
Успешный опыт Москвы, по всей видимости, вдохновил Смольный на реализацию давно уже принятого закона № 220-ФЗ. День X назначен на 1 июля 2020 года. Но недовольных слишком уж много. И это далеко не только активисты, которых не устраивает, что Смольный делает упор на автобусы вместо экологичных и экономичных трамваев и троллейбусов (и правда, электротранспорт в реформе как будто забыли).
Формально цель постановления правительства Петербурга с длинным названием – улучшение безопасности на дорогах и комфортности городской среды. На первый взгляд, транспортная реформа Смольного разберется со всеми 7 пунктами выше: тесные «Газельки» заменят на более вместительные автобусы, останавливающиеся только на остановках. На улицах станет просторнее, все маршруты станут социальными, а за возрастом и состоянием техники будут следить (к тому же, автобусы будут доступны для граждан с ограниченными возможностями здоровья).
Что же с этой инициативой не так? Послушаем голоса экспертов и причастных лиц.
Почему петербургские маршрутки должны исчезнуть?
Владимир Шведченко, и.о. директора учреждения СПБ ГКУ «Организатор перевозок»: «На самой деле никакой внезапности [в этой инициативе] нет. Еще четыре года назад вышел в свет федеральный закон №220, который обязал построить новые отношения с перевозчиками на регулярных городском общественном транспорте. Пять лет год дал на то, чтобы построить отношения с частными перевозчиками, и десять – с государственными. И через год наступает то самое время, когда с частными перевозчиками должны быть выстроены новые отношения» («Эхо Москвы»).
Сергей Румянцев, заместитель председателя комитета по развитию транспортной инфраструктуры, вообще считает, что вопрос сильно переоценен, и все должны ездить в подземке. «У нас самый скоростной и самый удобный транспорт – метро. Так вот, наземный транспорт должен обеспечивать подвоз пассажиров до метро. Дальше перемещение на метро» (Телеканал Санкт-Петербург).
Эксперт межрегионального объединения «Город и транспорт» Владимир Валдин считает, что грядущая транспортная реформа – это шаг к цивилизованной транспортной системе в Петербурге и называет маршрутки «паразитами», которые оттягивают на себя пассажиропоток («Российская газета»).
Более конкретен Арсений Афиногенов, транспортный аналитик, муниципальный депутат Литейного округа. Он указывает, что превозносимая увеличенная скорость маршруток относительно социального транспорта объясняется нарушениями ПДД, а с другой – расписаниями, которые можно исправить только массовой организацией и соблюдением приоритета движения общественного транспорта («Фонтанка»). Иными словами, преимущества маршруток (равно как и их негативные факторы) обеспечиваются нарушениями как раз тех правил, к тотальному соблюдению которых приведет транспортная реформа.
Смольный, со своей стороны, настаивает, что ликвидацию коммерческих маршрутов следует рассматривать только в совокупности с перечнем маршрутов, которые будут введены. Для горожан, уверены чиновники, «по большей части это только добавит комфорта». А что будет с «меньшей частью»?.
Почему петербургские маршрутки должны остаться?
Алексей Макаров, возглавляющий Комиссию по промышленности, экономике и предпринимательству, напоминает («СПб ведомости») об эксперименте 2017 года, проведенном комитетом по транспорту на проспекте Просвещения. Тогда в нем поучаствовал частный перевозчик ОАО «Третий парк», добровольно отказавшийся от использования маршрутки, дублирующей 121-й автобус.
В этом эксперименте чиновники ошиблись в расчетах: вместо 30 машин средней вместимости на маршрут вышли шесть больших автобусов. Время ожидания резко выросло, пришлось наращивать парк сначала до 12, а потом и до 16 единиц. Трамваем же пользоваться никто не хотел, несмотря на его современную конструкцию, пассажиров не добавилось. «Организатор перевозок», однако, в итоге признал эксперимент успешным, так как трудозатраты снизились на 32%, а пассажиропоток вырос на 61%. Всего-то нужно пассажирам изменить свое «транспортное поведение».
Сами граждане поведение менять в массе своей не настроены и оценивают реформу чаще всего негативно. «МК в Питере» цитирует жительницу Сестрорецка Алису Кинберг, которая рационально рассуждает про перспективы транспорта в Курортном районе – там планируют отменить маршруты 305, 305 А, 400, 417, 425. Вместо них должны пустить больше автобусов по маршрутам 211 и 216, которые слишком медленно и долго едут до города, останавливаясь на каждой остановке. Ни один из этих автобусов к тому же не ходит до Финляндского вокзала. По мнению петербурженки, «это будет ад». В Курортном районе живет 78 тысяч человек. Почти 60 тысяч из них – жители Сестрорецка и Зеленогорска (между которыми, кстати, нет сообщения электричек).
Масса проблем ожидает и жителей новых ЖК. Так, в Адмиралтейском районе Петербурга отменяют маршрутки, которые ездят по улицам Шкапина и Розенштейна, которыми пользуются жители крупного жилого комплекса «Панорама 360». На севере города уберут маршруты через Верхнюю улицу и проспект Культуры, которыми ездят люди из огромного жилого комплекса «Северная долина». Жители строящегося сейчас на 20 линии В.О. жилого комплекса «Маленькая Франция» тоже будут, очевидно, ходить к своим домам пешком.
«Позаботился» Смольный также о рабочих и о тех, кто работает с документами: на Васильевском отменят маршрут, который идет до проходной «Балтийского завода», а на улице Красного Текстильщика – маршрут до Единого Центра Документов. Не нужны маршрутки, по мнению властей, и жителям известного своим трафиком Купчино.
Ни городу, ни области
Интриги происходящему добавляет тот факт, что не только городской коммерческий транспорт, но и транспорт «город-регион» тоже пойдет под нож с 1 июля 2020 года. В настоящее время между Санкт-Петербургом и 47 регионом курсируют маршрутки и соцавтобусы, общим числом почти 150 направлений. Социальные автобусы Смольный намерен пощадить, а вот 32 направления маршруток милосердия чиновников могут не ждать.
Губернатор Дрозденко резко против этой инициативы, к тому же, за 9 месяцев до ее реализации до сих пор нет информации, чем эти маршруты планируется заменить. А ведь на них опираются сотни тысяч людей, ежедневно едущих на работу, и чаще всего отменяемые маршруты пока безальтернативны. Например, после запланированной отмены маршрута К-530, жителям микрорайона Котово Поле города Всеволожска просто не начем будет ехать в город, разве что идти пешком до ж/д станции.
Как пишет 47news, губернатор Ленобласти Александр Дрозденко категорически не согласен с происходящим и призывает региональный транспортный блок занять жесткую позицию по этому вопросу. Губернатору Петербурга Александру Беглову сейчас готовят письмо.
«На встречах с населением у комитета по транспорту Петербурга такая риторика: они – мушкетёры, а мы – плохие гвардейцы. Когда говорят, что маршрутную сеть надо отыгрывать, приводят один аргумент – дублирование», – цитирует 47news начальника Управления Ленобласти по транспорту Павла Постовалова.
На встрече со всеволожцами представители комитета прямо заявили, что денег на дотацию маршрутов, ведущих в область, у города нет. Общий размер субсидий на городские маршруты в год равен 36 млрд рублей. Два миллиарда рублей приходится на областные маршруты.
Так, в укор региону поставили «коробки», которые правительство Ленобласти понастроило на границе Петербурга «и ушло в сторону». Подразумеваются под этим, очевидно, районы Мурино и Новое Девяткино. А что делать жителям? Жителям советуют пользоваться электричками, до которых часто идти полчаса и дольше.
Во вторник 24 сентября на встрече с депутатами губернатор региона Александр Дрозденко пригрозил питерским транспортным чиновникам прокуратурой и заявил, что «у них каждый суслик считает себя агрономом».
Что будет дальше?
При попытке панорамно взглянуть на вопрос, складывается впечатление, что транспортная реформа могла бы действительно пойти на пользу северной столице – но не в такие короткие сроки. Транспортное поведение граждан за 9 месяцев не меняется, и не факт, что Москва тут действительно хороший пример (тем более, маршрутки между областью и столицей до сих пор ходят, разве что сменили вывеску).
Депутат петербургского ЗакСа Алексей Ковалев уже призвал отложить на год ликвидацию 30% коммерческих маршрутов в Северной столице, указав, что это приведет к транспортному коллапсу. Сильнее всего от инициативы пострадают жители пригородов и новостроек на окраинах Петербурга, к которым не проложено нормальных муниципальных маршрутов.
Алексей Макаров также предлагал вариант выхода из ситуации: введение переходного периода, «чтобы не получилась ситуация-коллапс, когда старые маршруты отменили, а новые просчитали с ошибками». Пока что, судя по всему, именно такая ситуация вероятна больше всего. Вопрос только, насколько серьезной она окажется.