После ареста собственника «Метрострой» за долги перейдет Смольному

«Примечания» выясняли, что может стоять за делом на главного владельца компании
10.12.2019

Петербургский суд отправил под арест Анатолия Болотова, который по мнению следствия вместе с директором и владельцем «Метростроя» Александровым похитил деньги «путем заключения фиктивного договора на поставку сырья под видом исполнения госконтрактов». Сам Александров был задержан ФСБ накануне, после обысков дома и на работе.

Бизнесмену вменяют обогащение за счет предприятия, выполнявшего госзаказ на строительство метро в Северной столице.

Дмитрий Кумановский, аналитик

По мнению Дмитрия Кумановского, начальника аналитического отдела департамента активных операций инвесткомпании «Ленстроймонтаж», этот арест приведет к переделу собственности.

— Поскольку возглавлял ее Александров, то ему и придется нести ответственность. Поскольку он владеет контрольным пакетом предприятия, над которым город давно хочет установить собственный контроль. Это нужно в том числе, чтобы сдерживать рост стоимости услуг на строительство метро. Теперь мы можем увидеть передачу этой компании городу, — считает эксперт.

«Примечания» рассказывали о многомиллиардных судебных исках города к «Метрострою». Положение предприятия многие аналитики называли предбанкротным. Город пострадал из-за задержек ввода.

— Пока господин Александров в срок и с достаточным уровнем качества выполнял работы претензий к нему не было. Какие бы заслуги у человека ни были в прошлом, если сейчас страдает город, а средства были вовремя выделены, то с таким подрядчиком надо что-то делать, — считает аналитик.

Отдельный вопрос насколько необходим городу контроль над конкретным предприятием, обладающим высокой компетенцией по проходке сложных грунтов. Если «Метрострой» будет обходиться минимальной прибылью, необходимой для обновления средств, то это неплохо, считает Дмитрий Кумановский. Город на этом будет весьма ощутимо экономить. А самое главное — контролировать финансовые потоки.

— Были сообщения, что бюджетные деньги, которые выделялись, оказывались в аффилированном с этими владельцами банке, и что с этим банком происходило — наверняка интересная история. Поэтому как минимум на процентах люди зарабатывали, а как максимум, я думаю, могли быть попытки докапитализации банка этими денежными средствами, что конечно не отвечает интересам города. Потому что если они куда-то уйдут, то подрядчик не сможет исполнить госзаказ, — говорит эксперт Дмитрий Кумановский.

При этом, по его мнению, владельцы около 15% закладывали рентабельности себе.

По словам инвестаналитика, сейчас повсеместная проблема заключается в том, что частные инвестиции на инфраструктуру сокращаются. Выход — сконцентрироваться на госзаказах. При этом эксперт считает, что в долгосрочной перспективе частный собственник более эффективен.

Дмитрий Кумановский не опасается, что после такого разгрома топ-менеджмента питерского «Метростроя» произойдет отток высококлассных специалистов.

— Рынок такого рода специалистов довольно узок, перейти куда-то сложно. У города все шансы сохранить коллектив из уникальных профессионалов даже при смене менеджмента компании.

Добавим, что главный акционер Вадим Александров и задержанный сегодня его сын Николай стали собственниками после приватизации 1993 года. До последнего времени, Вадим Александров владел 13,62%, его сын и нынешний гендиректор Николай Александров — 24,81% У Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга — 21%, у ГУП «Петербургский метрополитен» — 25%. Остальные акции принадлежат миноритариям. Но так как метрополитен является городским предприятием, то Смольный контролирует в общей сложности 46%.

Сам «Метрострой» ранее жаловался на задержки финансирования со стороны властей Петербурга и проблемы с приемкой работ. В 2014 году город со скандалом снизил на 10 млрд рублей утвержденную госэкспертизой стоимость строительства продолжения Фрунзенского радиуса. Тем не менее компания вышла на конкурс и выиграла его. Но денег пришлось все-таки добавлять, а сроки строительства оказались сорваны.

Текст: Виктор Сысоев