— Слушания по Генплану Приморска – это лишь одна из возможностей донести нашу боль по поводу той катастрофы, которая грозит экологии этих заповедных мест, — объяснили корреспонденту «Примечаний» свою цель жители перед началом собрания.
Смертельной угрозой для экологии курортного пригорода Петербурга пришедшие считают стройку морского порта по перевалке угля по направлению из Сибири в Китай.
— У нас здесь находится Жёлтая бухта – место паломничества петербуржцев-туристов и мыс Кюренниеми, где находится памятник Агриколе. Угольный порт угрожает и Берёзовым островам, а они — особо охраняемые природные территории, здесь останавливаются перелётные птиц и живут исчезающие кольчатые нерпы. Порт погубит красивейшие места Финского залива, уже вырублено 300 га защитного леса, вырубается лес вокруг озеро Высокинского», — вот главные опасения жителей.
— Приморский УПК в генплане не предусмотрен, есть только несколько упоминаний, но нет ни коммуникаций к нему, ни инфраструктуры, ничего. Территория планируемого порта в генплане никак не обозначена, в генплане это лесной фонд. Хотя в публичной кадастровой карте выделенные под УПК участки уже переведены в земли промышленности с разрешенным использованием для размещения иных обслуживающих сооружений и объектов (строительство и реконструкция линейных объектов). Интересно то, что Приморский УПК так же не предусмотрен ни региональным территориальным планированием, ни федеральным. Отсутствуют некоторые объекты культурного наследия и их охранные зоны именно в месте предполагаемого строительства. В генплане упоминается «Высокинская портовая зона» и дорога в объезд этой зоны» — рассказала одна из участниц группы «Нет угольному порту в Приморске» Лина Епифанцева.
Кроме этого люди обратили внимание на многочисленные ошибки и нестыковки в генплане: «используются устаревшие данные, например, санитарно-защитная зона Транснефти учтена по данным 2007 года, хотя в 2017 были новые. Анализ качества питьевой воды — от 2010 года. И так везде.
Администрация города заявляет, что не знает, будет ли приморский УПК, а разработчики — что нужно будет разрабатывать новый генплан, чтобы учесть УПК.
— Это будет уже четвертая попытка принять генплан будет, — иронизируют жители.
Но это, как говорится, цветочки. Ягодки в том, что антропогенная нагрузка на Финский залив, по мнению противников стройки, и без того уже превышает все мыслимые пределы. «Мы должны остановиться, если не хотим через пару десятков лет обнаружить вместо залива зловонное болото», – говорят они.
Ожидается, что порт будет принимать до 120 млн тонн опасных грузов в год. Территория портовой застройки целиком включает в себя Высокинское озеро — жемчужину на побережье Финского залива. Площадь портового объекта составит около 4 тыс га лесных территорий и 35 км побережья, или 42 квадратных километра. Сейчас они являются рекреационными зонами. Согласно плана строительства от Озерков до поселка Ермилово в сторону Приморска будет закрытая портовая территория. Доступ к акватории Ермиловской бухты будет ограничен.
Жители говорят о том, что будет уничтожено все побережье вдоль Высокинского озера, само озеро скорее всего перестанет существовать, так как оно находится на 10 метров выше уровня Финского залива и наверняка пострадает от строительства. Дорога вдоль побережья между Высокинским озером и Финским заливом будет закрыта и вместо нее построена новая в объезд. Что это, если не катастрофа? – задают вопрос участники общественных слушаний.
При этом, если со строительством порта еще полной ясности нет, то вырубка идет в промышленных масштабах. По прикидкам приморцев, срубленным деревьям визуально около 100 лет.
Оказалось, это земли, и под строительство, и под вырубку. Так нам объяснили в Правительстве Ленинградской области, — рассказывает жительница Приморска Анастасия Черешнева и показывает официальный ответ.
«Приморский УПК» осуществляет рубку лесных насаждений в соответствии с проектами освоения лесов. Вырубка осуществляется «в целях заготовки древесины».
Петербургские экологи сразу поставили это под сомнение: разве может быть сплошная вырубка для «заготовок»?
Была составлена петиция с требованием остановить строительство очередного угольного порта возле Петербурга. Ведь уже существуют Выборг, Бронка, Высоцк, Усть-Луга. И они недозагружены.
— Единственный аргумент — это глубина фарватера, якобы она у нас на три метра глубже Усть-Луги и сюда могут зайти большие суда. Но разве нельзя углубить в Усть-Луге? — задаются вопросом жители.
Есть среди жителей региона и те, кто видит выгоду в будущем строительстве. Инвесторы обещают 3500 рабочих мест в порту. Планируется строительство подъездной автомобильной дороги порта до трассы «Скандинавия». Также реновация железнодорожных путей на участке «Выборг — Приморск», реконструкция станции «Приморск» для обслуживания пассажирского поезда «Ласточка», такие данные публикует правительство Ленинградской области.
— Еще нам обещают жилой комплекс на 8 тысяч человек. Но у нас в городе всего-то 6000 жителей, удивляются люди.
Заявленный терминал предназначен для перевалки угля, минеральных удобрений, зерна, с использованием контейнеров и техники. Бизнесмены готовы вложить 90 млрд рублей. Сам проект СМИ связывают с авторитетным бизнесменом известным еще с 90-х годов Ильей Трабером. Он является совладельцем компании УПК, которая и будет вести строительство.
Слушания по Генплану Приморска носят только рекомендательный характер.