Запретить реагенты на петербургских улицах предложил в своем письме главе Минстроя депутат Госдумы от СПб Виталий Милонов.
«Развиваются аллергические заболевания, болезни дыхательных путей, кожные заболевания и многое другое. Не приходится говорить о вреде для домашних питомцев, которые зимой вынуждены гулять по соляным лужам и получать настоящие ожоги», — говорится в письме парламентария.
Он требует от Минстроя конкретных рекомендаций для коммунальных служб, которые исключали бы применение химикатов в уличной уборке.
Против реагентов выступило и Северо-Западное межрегиональное управление Росприроднадзора. В ведомстве опасаются за состояние водных объектов.
«В связи с появлением в СМИ сообщений о возможном возвращении реагентов на улицы Санкт-Петербурга полагаем необходимым подчеркнуть, что опыт использования на протяжении нескольких лет городскими службами песко-соляной смеси и расчистки дорог от снега и наледи без применения специальных реактивов показывает снижение рисков загрязнения водных объектов», — заявили в Росприроднадзоре.
Эксперт Ассоциации зимнего содержания дорог Анна Климентова рассказала корреспонденту «Примечаний», что такие инициативы никак не соотносятся с мировым опытом. В любой стране, где есть такое интенсивное движение как в Санкт-Петербурге, дороги чистят до черного асфальта применяя реагенты. В Финляндии, Швеции и Норвегии тоже применяют химикаты, если интенсивность движения больше 3000 автомобилей в сутки.
— Это не первая инициатива запретить реагенты на дорогах или тротуарах. Каждый год кто-то предлагает, находится какой-нибудь творческий человек с парламентской инициативой. Но эта инициатива вообще не соотносится с мировым опытом. К примеру, в Норвегии ежегодно используют 324 тысячи тонн реагентов. На дорогах с сопоставимым трафиком, как в Петербурге.
Я не беру деревни, где 15 тысяч человек живет, и три автомобиля в сутки ездит. Там конечно, используется гранитная крошка, и на этом все содержание заканчивается. Но в городе, где интенсивность движения выше десятков тысяч авто в сутки, а на КАДе в Петербурге доходит до 150-200 тысяч в сутки, не чистить дороги с реагентами, или пытаться почистить другими способами — это самоубийство, — считает эксперт.
Власти Петербурга уже три года пытаются отказаться от реагентов. По статистике Ассоциации зимнего содержания, за это время число аварий в СПб из-за зимней гололедицы выросло на 62-70% Число травмированных на не очищенных тротуарах выросло в 2 раза.
— Запрет однозначно будет вреден прежде всего для людей. Без регентов снег превращается в наледь, а та — в колею. Это уже аварийность и снижение скорости движения до 10-15 км/час, город встает в пробках. Давайте разберемся, — предлагает Анна Климентова, — в Петербурге используют соль. Для аллергиков надо разъяснить, что соль находится в морской воде, Петербург вообще находится на морском заливе, соответственно о какой аллергии может идти речь?
Коммунальные службы Северной столицы уже закупили 100 тысяч тонн реагентов из хлористого натрия (пищевой соли).
— От нее аллергии не бывает, как и от ее испарений. Это изучено столетиями. Бояться соли – это показывать свою безграмотность, — уверяет Анна Климентова.
Эксперт ответила и на претензии по поводу луж. Проблема в том, что солью топят снег и сыпят ее много. Снег, при этом, нужно убирать, а наледь топить небольшим количеством реагентов. И дальше счищать, тогда и луж не будет.
— Что качается ожогов для животных. Никакого химического ожога не может быть. Это соляной раствор 9-10%. Когда вода на минусовой температуре – это очень холодно, поэтому собака, наступив в холодную лужу, отмораживает лапки, ей очень холодно, это дает неприятные ощущение. Собаку лучше стараться или по снегу водить или надевать ей ботинки.
Любая соль портит обувь, но предохраниться можно — считает эксперт по реагентам.
— Если вы промочили кожаную обувь, то единственное средство – это, придя домой ее промыть до того, как она высохла и никаких разводов не будет. Не ставить ни на какие батареи, а просто подождать чтобы промытая обувь высохла. Эти «белые разводы» – это кристаллы соли. Когда они уже высохли, то начинают разъедать волокна кожи. Либо обрабатывать обувь жиром, водоотталкивающими мазями. В Норвегии на дорогах лежит гранитный щебень, перемешанный с солью, т.е. она все равно используется. У них придумали такую обувь, которая не боится воды, надо смотреть, что покупаем. Тонкая телячья или козлячья кожа не годится, нежная замша тоже испортится и от обычной воды. Для повседневного использования подойдут синтетические ботинки, которые не впитывают воду.
Эксперт согласилась с корреспондентом «Примечаний», что в Скандинавии широко применяется снежный накат. Однако, по мнению Анны Климентовой это подходит только для маленьких улиц — до 3000 авто в сутки. При этом стоит учитывать, что если посыпать гранитным щебнем, то будет грязно.
— Но, если интенсивность свыше – везде одинаковое требование – обработка за 2 часа до снегопада, до перехода через ноль. Затем прометают, — объясняет специалист, — Это необходимо, чтобы не было ледяного наста – это единственная функция реагентов. Нужно научиться правильно пользоваться реагентами. Это как стиральный порошок, он не хуже не лучше, просто служит определенной цели.
С использованием чистой соли на улицах Петербурга активно воевал экс-глава Комитета по благоустройству Владимир Рублевский. Но похоже с его отставкой партия противников реагентов ушла в оппозицию.
Текст: Виктор Сысоев