Севастопольский морской развод

Главный судостроитель города срывает сдачу плавкранов и остается без руководителей производства на фоне указа Путина акционировать предбанкротное ФГУП и планов Мантурова застроить его территорию
1.02.2021 в 19:59 Автор: Алексей Филимонов
Фото пресс-службы СМЗ

Идущий сегодня ко дну долговой ямы «Севастопольский морской завод» в 2014 году стал символом российского возрождения судостроения в предвыборной кампании «Единой России». А в 2015 – апофеозом запроса населения на историческую справедливость –предприятие «именем революции» было экспроприировано у тогда президента Украины Петра Порошенко. 

Следующие два-три года ознаменовались долгами по зарплате, уголовным делом на руководство СМЗ, передачей производственных мощностей в управление «Объединенной судостроительной корпорации» (ЦС «Звездочка») и оформления национализированной городом собственности в федеральную. 

В 2016-м сообщалось о переправке понтонов для будущего Крымского моста, которые, как говорят старожилы «Севморзавода», на деле не строились, а были собраны на СМЗ из украинских понтонов, заказанных под речной кран-тримаран при Порошенко. В 2010-х он планировал закончить заложенный еще Леонидом Кучмой грузовой 1200-тонник, но не нашел на проект деньги и современные комплектующие. После того, как на воду был спущен первый понтон, а другие медленно доводились до ума, Порошенко рассчитывал отдать территорию завода под яхтенную марину и застроить территорию апартаментами.

Петр Порошенко на СМЗ во время торжественного спуска понтона для плавкрана. Апрель 2011 года. Фото: Новый Севастополь 

История с плавкранами «Севморзавода» при Украине почти под копирку повторяется в России. В 2017 году «Звездочка» заложила на СМЗ 400-тонный «Севастополь». Через два года торжественно был спущен на воду только понтон. Подобная участь постигла и 700-тонного «Григория Просянкина». Плавкран начали строить в 2018-м, а в ноябре 2020-го объявили о спуске лишь «основной части» понтона грузоподъемника. И под ПК-400 «Севастополь», и под ПК-700 «Григорий Просянкин» использовали оцифрованные по заказу Минпромторга РФ за 360 млн рублей проекты ЦКБ «Коралл» из 1990-х. 

Председатель совета директоров ОСК Георгий Полтавченко во время торжественного спуска на воду понтона для ПК-400 «Севастополь». Октябрь 2019 года. Фото: Корабел.ру

Как говорят на предприятии, активное строительство плавкранов за почти шесть миллиардов рублей снова упирается в утраченные компетенции, отсутствие на территории РФ подходящих двигателей и других комплектующих.

И вот в 2020 году руководители Минпромторга РФ начали косвенно подтверждать несостоятельность проекта большого судостроения в Севастополе. За две недели до выборов Михаила Развожаева в губернаторы город посетил министр Денис Мантуров. Федеральный чиновник сообщил своей пресс-службе, что «Севморзавод» объединят с «13-м судоремонтным заводом», и освободившиеся после этого промплощадки отдадут под застройку гражданской инфраструктурой.

Развожаев через свою пресс-службу поспешил нивелировать потенциальное недовольство избирателей и недоумение работников предприятий от такого решения властей. Он заявил, что «Объединенная судостроительная корпорация» уже заканчивает акционирование «Севморзавода» и будет создавать в городе мощный кластер, а оптимизация территории СМЗ лишь сделает производство более компактным. Чуть позже на встрече с коллективом «13-го судоремонтного» Развожаев опроверг слова Мантурова об объединении предприятия с «Севморзаводом».

На поверку слова ставшего 14 сентября 2020 года губернатором Развожаева уже опроверг Владимир Путин. Спустя полтора месяца, 21 октября, президент подписал указ не о завершении, а только начале акционирования «Севморзавода», которое должно продлиться еще 18 месяцев. За неделю до президентского указа в Севастополь снова приехали представители Минпромторга. Замдиректора судостроительного департамента Константин Анциферов назвал «спорным» будущее больших госзаказов для «Севморзавода» и «13-судоремонтного». По словам чиновника, предприятия не справляются с проектными сроками, и им еще нужно показать свою работоспособность. Он предложил сконцентрироваться на мелкосерийном производстве и попробовать собрать, например, буксир. 

В настоящий момент «Севморзавод» – это разведенный на две базы актив. Производственной – через ЦС «Звездочка» управляет «Объединенная судостроительная корпорация» (ОСК), а имущественной – ФГУП «Севастопольский морской завод имени Орджоникидзе», который принадлежит Минпромторгу РФ. Чтобы свести это все под началом ОСК, и было затеяно акционирование ФГУП. 

В декабре прошлого года стало известно, что Росимущество подало несколько исков к должному акционироваться по указу Путина предприятию. Общий долг за аренду территории с момента передачи «Севморзавода» в федеральную собственность составил свыше 60 миллионов рублей. Также Росимущество пытается в одностороннем порядке увеличить стоимость этой аренды для ФГУП до 36,9 млн рублей в месяц, которых у предприятия нет, как и денег оплатить накопившиеся долги. Предположения СМИ о предстоящем банкротстве, остались без комментариев участников судебного процесса. 

Почти одновременно с претензиями Росимущества к ФГУП из руководства промбазой «Севморзавода» ушли по собственному желанию первый замдиректора по производству Сергей Черногубовский и главный инженер Александр Ещенко, отвечавшие за строительство плавучих кранов. На сайте ЦС «Звездочка» они еще числятся в штате, но близкие к СМЗ источники «Примечаний», говорят, что Севастополь в марте покинет и генеральный директор предприятия – Владимир Баженов. Ранее о предстоящей отставке Баженова сообщал Крымский канал в Telegram. Якобы он не хочет отвечать за провал программы ПК-400 и ПК-700, поэтому может возглавить «Средне-Невский судостроительный завод». Источники «Примечаний» называют Баженова будущим руководителем другой – кронштадтской верфи. 

Как все это отразится на будущем судостроении в Севастополе, пока неизвестно. Госзаказы для предприятий города или обеспечения базы ЧФ морскими перевозками все больше любят тишину. Вместе с амбициями на плавкраны, похоже, остается несбыточным проект «Комета 120М». Рыбинский «Вымпел» собирался собирать суда на подводных крыльях в Севастополе, однако тихо бросил площадку и недавно был отдан в собственность «Объединенной судостроительной корпорации». Но имущественная база «Вымела» в Ярославской области выглядит менее привлекательной для застройки апартаментами или появления там марины, чем территория «Севморзавода» в Южной бухте Севастополя.

Показаны все новости
Новости
18.09.2021 в 10:08
Явка в Крыму: 17 сентября на участки пришли более 21% избирателей
Всего проголосовали 315 тысяч граждан.
18.09.2021 в 09:58
Воду будут отключать в Симферополе сегодня и завтра
Запланированы ремонтные работы, опубликован список адресов и график отключения.
17.09.2021 в 20:18
Пострадавшим от потопов крымчанам выплатят дополнительные компенсации
Средства направят жителям Ялты, Керчи, Ленинского и Бахчисарайского районов.
17.09.2021 в 17:46
Детсад реконструировали в Бахчисарайском районе за 137 млн рублей
Дошкольное образовательное учреждение рассчитано на 240 воспитанников.
17.09.2021 в 17:21
Ялтинский стадион «Авангард» должны достроить до конца года
График работ ранее сдвинули на месяц в связи с чрезвычайной ситуацией в регионе.
17.09.2021 в 16:55
Давить на наблюдателей в Крыму недопустимо — эксперты из Франции
Европейцы считают, что все имеют право увидеть процесс голосования на полуострове собственными глазами.
17.09.2021 в 15:57
Штаты могли бы заставить Украину соблюдать Минские соглашения — Песков
В Кремле констатировали, что Вашингтон не оказывает должного влияния на Киев.
17.09.2021 в 14:38
Арт-кластер «Таврида» нанес вред перелетным птицам
Организаторы мероприятия лишили пернатых привычной кормовой базы и открытого пространства.
17.09.2021 в 14:18
Севастопольцам придется еще 20 лет ходить под аварийными балконами
Жители Инкермана опасаются, что балконы, находящиеся в плачевном состоянии, могут рухнуть в любой момент.
17.09.2021 в 12:53
Какое наказание получили изуродовавшие Таврическую лестницу вандалы
Состоялся суд над тремя молодыми людьми, которые разрисовали достопримечательность.
17.09.2021 в 11:55
Силовики накрыли нарколабораторию в Керчи
Двоим организатором незаконного «бизнеса» теперь грозит по 20 лет тюрьмы.
17.09.2021 в 10:48
Наблюдатели из Венесуэлы и Сербии проследят за выборами в Севастополе
Город-герой вошел в число регионов РФ, где будет протестировано дистанционное голосование.
17.09.2021 в 10:20
Севастополю приходится бороться за инвесторов с Крымом
Республика является серьезным конкурентов для города-героя, так как ее туристический потенциал выше.
17.09.2021 в 09:57
Власти утвердили новогодние выходные для россиян
Первые два нерабочих дня следующего года, выпадающие на субботу и воскресенье, будут перенесены на май.
16.09.2021 в 20:02
«Неадекватные заявления»: Захарова о возможности войны за Крым
Представитель российского МИДа в пух и прах раскритиковала высказывания украинских политиков.
16.09.2021 в 19:39
Пропавший мальчик из Севастополя найден целым и невредимым
Восьмилетний ребенок накануне сел в автобус и поехал на тренировку по дзюдо.
16.09.2021 в 18:46
«Хотел драйва»: крымчанин об угоне машины матери и полицейской погоне
Парень попал в дорожную аварию, пытаясь скрыться от правоохранителей. Возбуждено уголовное дело.
16.09.2021 в 18:21
Задержаны крымчане, вырастившие плантацию конопли
Возбуждено уголовное дело, жителям Кировского района грозит до восьми лет тюрьмы.
16.09.2021 в 17:40
Крымчан будут вакцинировать прямо на избирательных участках
Привиться от коронавируса и гриппа можно будет в 245 местах.
16.09.2021 в 17:35
В Крыму завершился антикоррупционный пробег «Новых людей»
Партия провела автопробег, чтобы привлечь внимание к проблеме коррупции на российских дорогах.