Севастопольский морской развод

Главный судостроитель города срывает сдачу плавкранов и остается без руководителей производства на фоне указа Путина акционировать предбанкротное ФГУП и планов Мантурова застроить его территорию
1.02.2021 в 19:59 Автор: Алексей Филимонов
Фото пресс-службы СМЗ

Идущий сегодня ко дну долговой ямы «Севастопольский морской завод» в 2014 году стал символом российского возрождения судостроения в предвыборной кампании «Единой России». А в 2015 – апофеозом запроса населения на историческую справедливость –предприятие «именем революции» было экспроприировано у тогда президента Украины Петра Порошенко. 

Следующие два-три года ознаменовались долгами по зарплате, уголовным делом на руководство СМЗ, передачей производственных мощностей в управление «Объединенной судостроительной корпорации» (ЦС «Звездочка») и оформления национализированной городом собственности в федеральную. 

В 2016-м сообщалось о переправке понтонов для будущего Крымского моста, которые, как говорят старожилы «Севморзавода», на деле не строились, а были собраны на СМЗ из украинских понтонов, заказанных под речной кран-тримаран при Порошенко. В 2010-х он планировал закончить заложенный еще Леонидом Кучмой грузовой 1200-тонник, но не нашел на проект деньги и современные комплектующие. После того, как на воду был спущен первый понтон, а другие медленно доводились до ума, Порошенко рассчитывал отдать территорию завода под яхтенную марину и застроить территорию апартаментами.

Петр Порошенко на СМЗ во время торжественного спуска понтона для плавкрана. Апрель 2011 года. Фото: Новый Севастополь 

История с плавкранами «Севморзавода» при Украине почти под копирку повторяется в России. В 2017 году «Звездочка» заложила на СМЗ 400-тонный «Севастополь». Через два года торжественно был спущен на воду только понтон. Подобная участь постигла и 700-тонного «Григория Просянкина». Плавкран начали строить в 2018-м, а в ноябре 2020-го объявили о спуске лишь «основной части» понтона грузоподъемника. И под ПК-400 «Севастополь», и под ПК-700 «Григорий Просянкин» использовали оцифрованные по заказу Минпромторга РФ за 360 млн рублей проекты ЦКБ «Коралл» из 1990-х. 

Председатель совета директоров ОСК Георгий Полтавченко во время торжественного спуска на воду понтона для ПК-400 «Севастополь». Октябрь 2019 года. Фото: Корабел.ру

Как говорят на предприятии, активное строительство плавкранов за почти шесть миллиардов рублей снова упирается в утраченные компетенции, отсутствие на территории РФ подходящих двигателей и других комплектующих.

И вот в 2020 году руководители Минпромторга РФ начали косвенно подтверждать несостоятельность проекта большого судостроения в Севастополе. За две недели до выборов Михаила Развожаева в губернаторы город посетил министр Денис Мантуров. Федеральный чиновник сообщил своей пресс-службе, что «Севморзавод» объединят с «13-м судоремонтным заводом», и освободившиеся после этого промплощадки отдадут под застройку гражданской инфраструктурой.

Развожаев через свою пресс-службу поспешил нивелировать потенциальное недовольство избирателей и недоумение работников предприятий от такого решения властей. Он заявил, что «Объединенная судостроительная корпорация» уже заканчивает акционирование «Севморзавода» и будет создавать в городе мощный кластер, а оптимизация территории СМЗ лишь сделает производство более компактным. Чуть позже на встрече с коллективом «13-го судоремонтного» Развожаев опроверг слова Мантурова об объединении предприятия с «Севморзаводом».

На поверку слова ставшего 14 сентября 2020 года губернатором Развожаева уже опроверг Владимир Путин. Спустя полтора месяца, 21 октября, президент подписал указ не о завершении, а только начале акционирования «Севморзавода», которое должно продлиться еще 18 месяцев. За неделю до президентского указа в Севастополь снова приехали представители Минпромторга. Замдиректора судостроительного департамента Константин Анциферов назвал «спорным» будущее больших госзаказов для «Севморзавода» и «13-судоремонтного». По словам чиновника, предприятия не справляются с проектными сроками, и им еще нужно показать свою работоспособность. Он предложил сконцентрироваться на мелкосерийном производстве и попробовать собрать, например, буксир. 

В настоящий момент «Севморзавод» – это разведенный на две базы актив. Производственной – через ЦС «Звездочка» управляет «Объединенная судостроительная корпорация» (ОСК), а имущественной – ФГУП «Севастопольский морской завод имени Орджоникидзе», который принадлежит Минпромторгу РФ. Чтобы свести это все под началом ОСК, и было затеяно акционирование ФГУП. 

В декабре прошлого года стало известно, что Росимущество подало несколько исков к должному акционироваться по указу Путина предприятию. Общий долг за аренду территории с момента передачи «Севморзавода» в федеральную собственность составил свыше 60 миллионов рублей. Также Росимущество пытается в одностороннем порядке увеличить стоимость этой аренды для ФГУП до 36,9 млн рублей в месяц, которых у предприятия нет, как и денег оплатить накопившиеся долги. Предположения СМИ о предстоящем банкротстве, остались без комментариев участников судебного процесса. 

Почти одновременно с претензиями Росимущества к ФГУП из руководства промбазой «Севморзавода» ушли по собственному желанию первый замдиректора по производству Сергей Черногубовский и главный инженер Александр Ещенко, отвечавшие за строительство плавучих кранов. На сайте ЦС «Звездочка» они еще числятся в штате, но близкие к СМЗ источники «Примечаний», говорят, что Севастополь в марте покинет и генеральный директор предприятия – Владимир Баженов. Ранее о предстоящей отставке Баженова сообщал Крымский канал в Telegram. Якобы он не хочет отвечать за провал программы ПК-400 и ПК-700, поэтому может возглавить «Средне-Невский судостроительный завод». Источники «Примечаний» называют Баженова будущим руководителем другой – кронштадтской верфи. 

Как все это отразится на будущем судостроении в Севастополе, пока неизвестно. Госзаказы для предприятий города или обеспечения базы ЧФ морскими перевозками все больше любят тишину. Вместе с амбициями на плавкраны, похоже, остается несбыточным проект «Комета 120М». Рыбинский «Вымпел» собирался собирать суда на подводных крыльях в Севастополе, однако тихо бросил площадку и недавно был отдан в собственность «Объединенной судостроительной корпорации». Но имущественная база «Вымела» в Ярославской области выглядит менее привлекательной для застройки апартаментами или появления там марины, чем территория «Севморзавода» в Южной бухте Севастополя.



Показаны все новости
Новости
7.06.2023 в 17:01
Киножурнал «Вслух!» выходит на большие экраны
Ставший популярным в соцсетях проект увеличивает оффлайн охваты.
31.05.2023 в 20:14
Стиральная машина Аристон не сливает воду: причины и что делать?
Несколько наблюдений и решений.
24.05.2023 в 10:42
Генпрокуратура проверит закупку систем фотовидеофиксации нарушений в Ленобласти
Соответствующий запрос в органы надзора и ФАС направил зампред антикоррупционного комитета Госдумы.
23.05.2023 в 18:48
Инкерман перестанет задыхаться
Чиновники запретили крематорий для сжигания отходов после двухмесячного натиска севастопольцев.
18.05.2023 в 15:48
«Песня на войне» отметила свой 100-й выпуск
Премьерная версия программы вышла на «Радио Крым» и новостном агрегаторе СМИ2 в декабре прошлого года.
17.05.2023 в 17:45
Кремль проигнорировал инициативу отменить передачу Крыма Украинской ССР
Пресс-секретарь Владимира Путина ничего не знает о стараниях Владимира Константинова быть заметным в СМИ.
16.05.2023 в 19:55
Власти Крыма аннулируют передачу полуострова Украинской ССР
Законность щедрости Никиты Хрущева рассмотрит Конституционный суд России.
12.05.2023 в 15:01
Паралимпиец стал почетным гражданином Севастополя
Депутаты отметили заслуги воспитанника «Инваспорта» перед городом.
11.05.2023 в 20:27
Котлован под медкластер в Севастополе зарос штрафами
Не сданный к сроку объект снова обещают воскресить, взыскивая с подрядчика неустойки.
3.05.2023 в 09:00
Парк Симеиза порос травой в ожидании туристов
Местные власти не успели благоустроить общественное пространство на майскую предсезонку.
3.05.2023 в 05:28
Горит нефтебаза на берегу Керченского пролива
Сильный пожар бушует на резервуарах с топливом у порта Тамань.
2.05.2023 в 09:13
Крымчане сравнили цены на рынках Стамбула и Симферополя
Туристы с полуострова рассказали, сколько продуктов смогли купить на тысячу рублей в турецкой столице.
1.05.2023 в 23:43
Севастопольцы платят за проезд дважды
К такому выводу пришел городской правозащитник.
29.04.2023 в 11:54
Украина атаковала Крым десятью беспилотниками – источник
Военные эксперты подвели итоги удара по полуострову. Их информацию не подтвердили губернаторы.
28.04.2023 в 12:31
«Челси» хочет усилить вратарскую позицию. Первый кандидат - Андре Онана
В последнее время также ходят слухи, что летом «Челси» будет пытаться подписать нового голкипера.
28.04.2023 в 10:58
Распродажа украинских активов в Крыму начнется летом
Национализированные объекты будут выставлены на аукцион во второй половине 2023 года.
27.04.2023 в 15:04
Поручение Развожаева не спасло Инкерман от вони
Никаких нарушений при сжигании медицинских отходов по ночам опять не обнаружено.
27.04.2023 в 09:52
«Каролина Харрикейнз» - претендент на Кубок Стэнли. Пусть и не самый очевидный
Продолжаются поединки первого раунда Кубка Стэнли. «Каролина Харрикейнз» ведет в серии против «Нью-Йорк Айлендерс», и некоторые специалисты считают, что «Ураганы» могут дойти до поздних этапов соревнования.
25.04.2023 в 18:12
Во главе с сильнейшим хоккеистом современности. Удастся ли «Эдмонтону» выиграть Кубок Стэнли?
Коннор Макдэвид в этой регулярке набрал фантастические 153 очка (рекорд века), а чем удивил, так это тем, что вместе с «Арт Росс Трофи» взял и «Мориса Ришара» (64 шайбы – второй лучший показатель в XXI веке).
25.04.2023 в 14:42
Счетная палата проверяет ремонт площади Советской в Ялте
Общественники пожаловались федеральным аудиторам на «завышенную смету».
Новости СМИ2