В частности, об этом корреспонденту ForPost рассказала Юлия, которая уже год живет с российским паспортом, но до сих пор не имеет регистрации, поскольку живет в съемном жилье. Она еженедельно обращается в государственное казенное учреждение «Севастопольский городской комплексный центр социального обслуживания», которое правительство Севастополя назначило органом, ответственным за регистрацию граждан без «прописки», но так и не может получить регистрацию.
«В сентябре было распоряжение севастопольского правительства, что всем таким как я, у кого негде зарегистрироваться, нужно обращаться в этот центр. Я каждую неделю хожу, а там говорят, что пока не регистрируют. Когда можно будет — не сообщают. А на работе — я официально устроена — постоянно торопят с этим. Я уже не знаю, что им говорить и куда обращаться. Вообще не понимаю, что происходит», — посетовала Юлия.
Действительно ли граждане РФ не могут пользоваться соцуслугами государства, если у них нет регистрации, а также что на самом деле влечет за собой ее отсутствие или постановка на учет «фиктивно», разбирался ForPost.
Чтобы сразу расставить все точки над i, обратимся к федеральному законодательству. В нём сказано, что в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином России его прав и свобод в стране ведётся регистрационный учёт граждан по месту их фактического пребывания и жительства. Такая норма регулируется законом РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации». Регистрация является обязательной, бесплатной и носит уведомительный характер.
«Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов РФ», — написано в законе.
В севастопольском управлении Федеральной миграционной службы уточнили, что закон — един для всех российских граждан, и никаких исключений для Республики Крым и Севастополя нет.
Таким образом, регистрационный учет ведется исключительно во благо самих граждан. Однако существует одно «но» — в случае непредоставления гражданином и (или — прим.) собственником жилья, в котором гражданин фактически проживает, данных об этом факте, и гражданину и владельцу жилья грозит административный штраф. А за фиктивную регистрацию правоохранители могут и уголовное дело завести. Ответственным органом за ведение регистрационного учета в России является Федеральная миграционная служба и ее территориальные органы на местах.
Сколько стоит жить без регистрации?
О том, что проживание без регистрации влечет наложение административного штрафа, прописано в Кодексе РФ об административных правонарушениях. «Нелегалу» грозит штраф в размере от двух до трех тысяч рублей, нанимателю или собственнику жилья, если таковым является физическое лицо — от двух до пяти тысяч рублей, если юридическим — от двухсот пятидесяти до семисот пятидесяти тысяч рублей. Исключение составляют лишь Москва и Санкт–Петербург, в этих городах федерального значения штрафы выше: от трех до пяти тысяч рублей — для «нелегала», от пяти до семи тысяч рублей — для нанимателя или собственника жилья, от трехсот до восьмисот тысяч рублей — для нанимателя или собственника жилья, являющегося юрлицом. Кстати, хотя Севастополь также город федерального значения, но соответствующие изменения в КоАП РФ пока не внесены.
Отметим, что законодатель не штрафует тех, кто проживает без регистрации в пределах того субъекта РФ, где они уже зарегистрированы по другому адресу (для Москвы и Санкт–Петербурга распространяется на Московскую и Ленинградскую область соответственно). А также тех, кто приходится близкими родственниками нанимателю или собственнику жилья, если сам владелец жилья зарегистрирован по данному адресу.
Три месяца назад в Севастополе решили проблему «по-своему»
Федеральное законодательство было утверждено задолго до вхождения Севастополя в состав России, тем не менее 17 сентября 2015 года городское правительство приняло распоряжение о регистрации лиц, не имеющих регистрации по месту жительства. Документ касается судьбы тех севастопольцев, которые получили гражданство России по решению суда, но не имеют собственного жилого помещения, и по тем или иным причинам не могут получить регистрацию по месту фактического проживания.
Как было заявлено, изданное правительством распоряжение направлено на снятие социального напряжения.
«Данное распоряжение, — сообщала пресс–служба правительства Севастополя, — позволит гражданам, не имеющим в паспорте штампа о регистрации по месту жительства, получить регистрацию по адресам жилых домов, находящихся в городской собственности, сроком на полтора года».
В информации пресс–службы отмечалось, что для регистрации таких граждан выделены пять общежитий: на улице Большевистская, 54, улице Разъездная, 7а, проспекте Генерала Острякова, 25, улице Василия Блюхера, 9 и улице Арсенальная, 27. Заявления люди должны подавать в ГКУ «Севастопольский городской комплексный центр социального обслуживания» на улице Хрусталева, 27. Заинтересованных лиц обнадежили сроками — решить все проблемы чиновники пообещали за три дня. Но прошло больше трех месяцев, и ситуация не поменялась, а социальное напряжение не спало.
Федеральные юристы проводят экспертизу правительственного распоряжения
В поисках истины ForPost обратился к тексту упомянутого распоряжения: изучить его — вроде бы, простая задача — оказалось не так уж и легко. В открытом доступе на сайте правительства Севастополя, где должны публиковаться документы исполнительной власти города, распоряжения не было. В пресс–службе правительства пояснили, что не все документы, издаваемые правительством, подлежат опубликованию. Данное распоряжение нашей редакции предоставили лишь после официального запроса ForPost, однако в документе никаких данных сверх того, о чем мы написали выше, нет.
За разъяснениями, почему принятое распоряжение «не работает», наше издание обратилось к директору ГКУ «Севастопольский городской комплексный центр социального обслуживания» Наталье Авсейковой. Она сообщила, что действие распоряжения «заморожено» из–за того, что оно противоречит федеральному законодательству. Вероятно, именно по этой причине распоряжение и не было опубликовано на сайте правительства.
«Регистрирует миграционная служба, — уточнила Авсейкова. — Мы пока не принимаем документы, потому что это распоряжение немножко противоречит законодательству Российской Федерации. Сегодня оно находится на экспертизе в Главном управлении юстиции России по Республике Крым и Севастополю. Мы направили им запрос, чтобы они сказали, как правильно действовать, чтобы не попасть под штраф большой и под уголовную ответственность, потому что тем распоряжением определены адреса, где люди проживать не будут. По российскому законодательству, это фиктивная регистрация. За нее ответственность несет как тот, кто подает документы, так и тот, кто принимает документы. Поэтому, чтобы найти то, как правильно нам нужно действовать, мы распоряжение направили на экспертизу».
Авсейкова отметила, что на экспертизу распоряжение послали сразу после того, как оно вступило в силу, и подчеркнула, что поначалу в центр хлынули желающие зарегистрироваться — им всем пришлось отказывать, поясняя, что принятие документов откладывается. Сегодня, по словам Авсейковой, интерес практически иссяк — в неделю обращается один человек.
Наталья Авсейкова сказала, что проблема, на самом-то деле, не в законодательстве, а «в умах»: «Вообще, там, где люди фактически проживают, там они и должны получать регистрацию по месту пребывания. Почему–то наши люди, севастопольцы, очень боятся либо заявление подать, либо договор найма оформить». И предположила, что не регистрируют квартиросъемщиков те, кто сдает жильё в обход налоговой службы или боится, что регистрация позволит претендовать на собственность.
«Но проживают же где–то люди? Они же не на улице все живут? Вот по адресу квартиросъемщика владелец жилья и должен подать свое заявление либо договор найма представить. И по этому адресу нужно регистрировать. То есть эта проблема решается в других субъектах очень просто, а наши то ли еще боятся, может, не привыкли. Боятся, что на жилье будут претендовать квартиросъёмщики, или ещё какие–то страхи. На мой взгляд, нужно больше вести разъяснительной работы», – уверена директор ГКУ «Севастопольский городской комплексный центр социального обслуживания» Наталья Авсейкова.
О решении проблемы в правительстве Севастополя не знают
То, что распоряжение правительства Севастополя находится на экспертизе юристов, подтвердил корреспонденту ForPost заместитель губернатора Александр Пушкарев.
«Мы эти документы дали юристам и сейчас еще раз прорабатываем, потому что там очень много моментов, которые, в принципе, на данный момент не согласованы с федеральным законодательством», — признался вице–губернатор.
Он добавил, что «в соответствии с законом РФ, фиктивной прописки и фиктивной регистрации быть не может», но не пояснил, каким образом в таком случае распоряжение вообще было принято. Чиновник сказал: «Сейчас они (юристы — прим.) уже должны дать мне свои умозаключения (ориентировочно на этой неделе — прим.). Затем мы будем (решать — прим.)».
Пушкарев заверил, что вариантов решения проблемы существует много, но не стал перечислять, какие именно: «На данный момент я вам ничего не могу сказать, потому что я хочу услышать точку зрения юридическую и так далее, а потом давать свои предложения». Он выразил надежду, что к концу 2015 года с этим вопросом разберутся — и в начале 2016 года будет найдено решение: «Я понимаю, что многие страдают, многие надеются».
Никаких законов и подзаконных актов об исключениях для новых российских регионов в вопросах регистрации населения нет. Наказывать квартиросъемщиков без регистрации и собственников жилья за незарегистрированных постояльцев или, что еще хуже, фиктивное оформление регистрации будут по всей строгости закона — так же, как в других субъектах РФ. Об этом корреспонденту ForPost сообщили в пресс–службе управления Федеральной миграционной службы по Севастополю.
Там обратили внимание на то, что при обращении в суд за «получением» гражданства РФ люди указывали адреса, по которым они постоянно проживают, а когда получили паспорта — стали заявлять об отсутствии возможности зарегистрироваться.
«На основании решений судов об установлении юридического факта постоянного проживания на 18 марта 2014 на территории города Севастополя управлением ФМС по Севастополю принято около десяти тысяч решений о признании данных граждан — на основе Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации, новых субъектов» — гражданами Российской Федерации. Несмотря на то, что во время судебных процессов большая часть таких граждан заявляли о месте своего постоянного проживания в Севастополе, после получения паспорта гражданина РФ эти же граждане заявляют о невозможности регистрации по месту жительства. И это большая проблема в городе», — рассказали в ведомстве.
В УФМС подтвердили, что регистрация горожан по адресам, которые указаны в «замороженном» распоряжении правительства Севастополя, — недопустима, так как в этих общежитиях «практически нет ни одного свободного места для проживания».
«Такая регистрация гражданина РФ по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении без намерения пребывать (проживать) в этом помещении или регистрация без намерения нанимателя (собственника) жилого помещения предоставлять это жилое помещение для пребывания (проживания) данного гражданина в соответствии с законом является фиктивной регистрацией», — подчеркнули в УФМС.
В УФМС по Севастополю напомнили, что без регистрации оказались в основном жители садовых домиков, военнослужащие и другие граждане, живущие в съемном жилье, — и в связи с этим предложили возможные выходы из положения.
«Учитывая, что в городе фактически нет свободного жилья для регистрации указанной категории граждан, считаем, что одним из путей решения данной проблемы может стать признание жилыми и пригодными для постоянного проживания строений, расположенных на садовом земельном участке, на основании решений судов или уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Такая практика уже есть в ряде субъектов РФ, уже существуют нормативные акты, принятые органами исполнительной власти субъектов РФ и определяющие порядок признания жилых строений пригодными для постоянного проживания (например, в Краснодарском крае). Не менее важным для жителей города из числа военнослужащих и уволенных в запас является оформление договоров служебного или социального найма. Отсутствие такого договора делает невозможной регистрацию данной категории граждан. Составление такого договора до настоящего времени общая проблема и одна из причин обращений данной категории граждан с жалобами на сайт президента РФ, правительства РФ, ФМС», — подытожили в УФМС по Севастополю.