Те, кто ранее получил кредит на покупку квартиры в долларах, теперь требуют возможности расплатиться не по нынешнему курсу, а по ставке 1 доллар = 40 рублей. Однако в банке на это не готовы: там предлагают либо отсрочку выплат, либо передачу квартир банку в счет погашения долга.
Теперь в отчаянии некоторые ипотечники винят во всех своих бедах присоединение Россией Крыма. Они думают, что возврат полуострова Украине смог бы хоть как-то повлиять на стоимость рубля: по их логике, видимо, с России после этого снимут санкции, а нефть сама по себе подорожает, и валютную ипотеку им станет легче выплачивать.
«У нас вообще-то по конституции равноправие: территориальное, гражданское (…). Украина провела референдум, чтобы вступить в Россию. Ребята, мы Украину не потянем! Давайте вернем этот Крым! Уже в конце концов жить не на что. Где мне жить, в Крыму? На улице? Или в банке?», — в слезах кричит женщина в норковой шубе.
«Мы [хотим] не крымскую Россию, а настоящую Россию, которая будет заботиться о своих гражданах в первую очередь», — вторит ей второй валютный ипотечник.
До экономического кризиса, последовавшего после воссоединения Крыма с Россией и введенных затем санкций, эти люди купили квартиры, пересчитав их стоимость в доллары и заняв валюту в банке. Такой займ некоторым казался выгоднее рублевого: если ставка по рублевой ипотеке составляла 12-16% годовых, то по валютной — 8-9%.
Однако исходить из незыблемости курса рубля к доллару, влезая в большие долги на долгие годы, было слишком рискованно, и люди сами пошли на этот риск. Большинство заемщиков имеют доходы в рублях и теперь в пересчете на рубли их долг вырос в 2,5, а то и в три раза. Мало того — квартиры, которые они купили при курсе 1/30, с тех пор подешевели в долларах в те же 2,5-3 раза. Значит, даже продав квартиру или отдав ее банку в счет долга, валютные ипотечники останутся должны почти столько же, сколько они занимали.