Украинские продукты на полках крымских магазинов есть, в этом не раз убеждались как сотрудники агентства РИА Новости (Крым), так и читатели.
Это кетчупы, майонезы, соусы, конфеты и алкоголь. Однако, как успокаивают эксперты, это не контрабанда, а вполне законный ввоз продукции через дистрибьюторов. Однако до того момента, как продукция попадет на полки крымских магазинов, она вырастает в цене, поскольку каждый посредник добавляет ей стоимости.
С 1 января 2016 года в ответ на санкции со стороны Украина Россия начала облагать пошлиной все продовольственные товары, ввозимые с Украины, что в итоге привело к сокращению украинского продовольственного сегмента на российских рынках. Тем не менее, немного товаров из сопредельного государства в России есть, в том числе и в Крыму. Попадают они на полуостров через дистрибьюторские сети материковой части России. Поставщики закупают товары у украинских производителей, после чего перепродают их в Крым.
«Есть остаточная декабрьская продукция. Ее завозили достаточно интенсивно через Краснодарский край. Тогда же еще не была введена пошлина. Я во второй половине декабря сам видел, как через переправу шли фуры с украинскими номерами. Они объезжали блокаду через материковую часть России. Теоретически к нам может попадать и “свежая” украинская продукция, если оплачены все пошлины и завозится она через материковую часть России. Может
Эксперт предостерегает: на складах осталось много продукции украинского производства, сроки годности которой уже вышли.
«Необходимо смотреть соответствие этой продукции российским нормам. Надо проверять маркировку и сроки годности, чтобы их не подделывали», — советует Макеев.
В крымском министерстве промышленной политики также говорят о том, что граница границы полуострова на замке, и товары украинского производства на полуостров попадают только через Россию.
«Украинские товары сейчас попадают в магазины Крыма исключительно через российских дистрибьюторов. Любые попытки ввоза их через пункты пропуска на границе Крыма и Украины пресекаются нашими таможенниками. Сегмент украинских товаров на магазинных полках Крыма очень мал — около 5%, но не более того», — заверили в минпроме Крыма.
«У нас занимаются этим проектом. Недавно мониторили наличие турецких продуктов в Крыму. Что же касается украинских, то есть похожая задача в рамках импортозамещения. Сейчас мы прорабатываем этот проект. Речь идет об общественно механизме: мы склоняем жителей Крыма к покупке наших товаров. Такую же позицию мы будем развивать среди предпринимателей. Зачем морочить голову людям и себе? Есть крымские производители, есть достойные российские производители», — рассказал
Глава крымской таможни Владимир Авраменко сообщил РИА Новости (Крым), что с 1 февраля украинские поставщики не предпринимали ни единой попытки прорваться в Крым с продуктами. Зато в ручной клади колбасу и мясо все еще пытаются ввезти, доказывая, что это для «личных целей».
«В период с 1 января по 10 февраля 2016 года Крымской таможней при осуществлении таможенного контроля в автомобильных пунктах пропуска было выявлено и изъято 249,6 килограммов колбасных изделий, страной происхождения которых является Украина. Данные колбасные изделия перемещались в ручной клади в салоне микроавтобуса. Также в указанный период времени был выявлен и задержан грецкий орех в количестве 160,8 килограммов. В настоящее время по данному факту проводится административное расследование», — сообщил Авраменко.
По словам руководителя крымской таможни, чаще всего подобная продукция не изымается, а отправляется назад — в Украину. Инициатором подобных действий выступает территориальное Управление федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Крым и городу Севастополю.
Крымский бизнес сейчас разделен на две части: в меньшинстве предприниматели, которые не против украинских товаров, в большинстве те, кто против их присутствия на рынке.
Олег Морозов, владелец нескольких продуктовых магазинов в Крыму, оказался как раз в меньшинстве.
«Я не против украинских товаров, бизнес есть бизнес и он должен оставаться в стороне от политики. Если страна платит пошлины, если товар нормального качества и проходит весь спектр проверок, то я проблемы не вижу. Правда, спроса практически нет, поэтому если я и беру продовольствие из Украины, то в очень ограниченных объемах. Дело каждого, покупать эти товары ли нет», — уверяет Морозов.
А вот Екатерина Скворцова, управляющая нескольким продовольственными магазинами Севастополя, с позицией коллеги не согласна.
«Ни я, ни мои покупатели не готовы платить за товары, производители которых делают отчисления в бюджет Украины и, по сути, финансируют братоубийственную войну в Новороссии. Для меня лично не имеет значения, платят ли они пошлины в казну России или нет», — заявляет Скворцова.
По словам Макеева, сейчас крымские торговые сети в большинстве своем остались под управлением Украины.
«Крымский продовольственный сетевой ритейл на 90% находится под управлением украинской стороны. Они переоформили предприятия или открыли на материковой части России. Это основные магазины: “Сельпо”, “Пуд”, “Фоззи”, “Фуршет”. Французские сетевики переместили органы управления крымскими магазинами из Киева в Москву. Они практически не берут ни крымскую, ни тем более украинскую продукцию. У них распредцентр находится в Ростове», — рассказал эксперт.
Сетевые магазины, которые работают в Крыму, принадлежат в основном нескольким крупным олигархам, как сообщают свободные источники. Так, «Fozzy Group», в который входят магазины «Фоззи» и «Сельпо», находятся под управлением украинского бизнесмена Владимира Костельмана. По данным украинских СМИ, один из товарищей Костельмана — Вадим Мороховский, являющийся соучредителем компании, финансирует фонд «На благо Одессы» губернатора Одесской области Михаила Саакашвили. На средства этого фонда и была проведена предвыборная компания бывшего президента Грузии в Одессе. Тогда фонд «Мишки-подкидыша» (так одесситы называют Саакашвили) собрал более 15 млн гривен.
А вот магазины «Пуд» (в прошлом «АТБ») неразрывно связывают с одиозным украинским политиком Юлией Тимошенко. И это несмотря на протесты Геннадия Буткевича, фактического владельца «АТБ».
В апреле 2015 года Буткевича обвинили в «финансировании терроризма», так как, по данным украинских депутатов (в основном членов партии Олега Ляшко), концерн «АТБ» частично платил налоги в органы Новороссии, чем сильно оскорбил глубокие патриотические чувства избранников народа.
Кстати, среди инициаторов подачи иска оказался Юрий Тимошенко — однофамилец Юлии Владимировны — и два депутата от «Батькивщины», лидером которой является сама «Леди Ю».
А вот Игорь Баленко, фактический владелец сети магазинов «Фуршет», на «финансировании терроризма» или нелицеприятных связях пойман не был.
Среди владельцев украинских торговых сетей, работающих в Крыму, есть и разочаровавшиеся. Так, владелец «Comfy» Станислав Ронис в одном из интервью упомянул, что не доволен итогами «революции достоинства». По словам Рониса, он возлагал огромные надежды на то, что
Сейчас в России производится огромное количество продукции под украинскими брендами. В основном это подсолнечное масло и алкоголь — водка, пиво. Кроме того, продолжает функционировать завод «Рошен» в Липецкой области, принадлежащий президенту Украины Петру Порошенко.
В Крыму украинский сегмент этих товаров представлен как раз российскими производителями, которые выпускают продукцию под контролем украинской стороны. Периодически
Украинское подсолнечное масло «Олейна», которое производят и в России, на деле оказалось не совсем даже украинским. Основной владелец активов — американец Альберто Вайссер.
В Крыму же из «непродовольственных товаров и услуг» украинского происхождения остается кинотеатр IMAX в Ялте, который вроде как нашел себе нового владельца, но, по заявлениям самих ялтинцев, все так же относится к активам Арсения Яценюка.
Крымчане не раз пикетировали кинотеатр Арсения Яценюка. Самый первый митинг прошел в феврале 2014 года с основным лозунгом «Билеты в IMax — деньги на коктейли Молотова».
Руководство Ялты о том, кому сейчас принадлежит IMax, не в курсе, во всяком случае, так РИА Новости (Крым) сказал глава администрации города Андрей Ростенко.
«У меня информации о том, что он (кинотеатр — ред.) принадлежит Арсению Яценюку, нет. Довольно давно я встречался с одним из совладельцев, и он уверял, что Арсений Яценюк не имеет никакого отношения к данному предприятию. Я не могу ни подтвердить, ни опровергнуть эту информацию», — заявил Андрей Ростенко.