Самое ожидаемое новшество будущего закона — электронная очередь. По задумке создателей она должна значительно облегчить родителям процесс записи в детские сады и пресечь возможную коррупцию — электронный учет строг и не допускает вольностей.
«Электронная очередь» создавалась в Петербурге, где аналогичная система уже существует и успешно работает, как и во многих других городах материковой России. Для этого с 23 декабря минувшего года запись в детские сады приостановилась, а всех тех, кто уже занимал свое место в списке, перенесли в новый электронный реестр.
По данным управления образования и науки, на сегодняшний день своей очереди в детский сад ожидают около девяти тысяч севастопольских малышей. Как правило, чтобы вовремя попасть в детский сад, родители встают на учет уже в первые месяцы жизни ребенка. Но и это не всегда гарантирует успех.
«Когда сыну исполнилось два месяца, я встала в очередь сразу в четырех детских садах. Хотелось пройти в тот, что под домом, но заведующая нас то футболила, то принимала. В итоге сказали, что ребенок проходит, но в списке мы так и не продвинулись. Чтобы не ждать еще год и получить место хотя бы в другом саду, пришлось обратиться за помощью в ГорОНО», — рассказала Евгения, мать двоих детей.
Новая система обещает упростить процедуру: запись станет предельно простой, а отслеживать свою очередь можно будет не выходя из дома. Но если электронная очередь упростит ожидание, то для решения самой проблемы необходим целый комплекс мер.
«Изначально мы должны были пройти в обычный детский садик по очереди — мы были уже 18-ми. И тут пришли пять человек со справками о том, что они — дети военнослужащих, и их взяли без очереди», — поделилась другая молодая мать, Наталья. «Ребенка взяли в специализированный логопедический детский сад. Но и туда сейчас попасть очень трудно», — рассказала она.
В Севастополе существует десять специальных детских садов для детей военнослужащих. Мест не хватает и там, поэтому детям приходится становиться в общую очередь.
Кроме того, по российскому законодательству школьный возраст наступает с семи лет, в то время как на Украине — с шести. Поэтому «выпускники съедают места», рассказала заведующая детским садом № 107 Галина Нестеренко. В ее садике очередь — десять человек на место, а в следующем году набора, возможно, вообще не будет.
В сложившейся ситуации растает популярность домашних сиделок и гувернанток, а также частных детских садов. Но первые зачастую не имеют педагогического образования и опыта, поэтому не могут дать детям ключевую функцию детского сада — первичную социальную адаптацию. Ну а частные садики по своей стоимости доступны не всем. Сегодня месячный абонемент в платный детский сад обходится родителям в 10-12 тысяч рублей, обычный — в тысячу.
Вместимость частных детсадов невелика, поэтому очереди возникают даже здесь — полноценной заменой государственным садикам они стать не могут. При этом государство идет навстречу предпринимателям и позволяет создавать частные детские сады даже в загородных домах и обычных квартирах. Но для того, чтобы обеспечить детям питание и медицинскую помощь в таких случаях необходимо все-таки сотрудничать с обычными садами и поликлиниками.
«Мы ждем, когда российское законодательство придет в Севастополь. В России существует субсидирование частных детских садов, а также налог на возвратную стоимость, когда родители могут вернуть себе определенный процент потраченных на ребенка средств. Если бы эти программы заработали здесь, мы смогли бы значительно снизить стоимость услуг и сделать садик более доступным», — рассказала Елена Владимировна, заведующая одним из частных детсадов. Кстати, при Украине частные детские сады могли никак не отчитываться перед государством, но и не получали от него помощи.
Особняком стоит и кадровый вопрос в бюджетных детских садах. Средняя зарплата воспитателя в государственном дошкольном учреждении Севастополя — около семи тысяч рублей. Отсюда и нехватка специалистов, в особенности молодых. «Если оплата труда станет достойной, ситуация кардинально изменится. Детям нужны молодые», — уверены специалисты, много лет проработавшие в государственных учебных учреждениях.
Реформы необходимы, но пока что изменения происходят медленно. А какие шаги предпримут дальше, станет известно уже 20 января.