Где, как ни на Ай-Петри, вы отыщете единственную возможность зарыться по уши в снег посреди крымской субтропической зимы? Берите выходной, пока не поздно, и направляйтесь в сторону Алупки, а там — любым доступным способом налево и круто вверх!
Никто никогда не спрашивает — почему именно Ай-Петри? Все с детства знают, что нет более распиаренной и доступной вершины в нашем крохотном, но географически насыщенном Крыму, чем Ай-Петри. На Чатыр-Даг без вездехода не заберетесь — даже не надейтесь! На Роман-Кош пускают всего пару раз в год, а на самый верх всего минут на 15 и никогда одного — там суровых правил заповедник. Остается одна радость — «Святой Петр» (Ай-Петри — в переводе с греческого), который принимает круглый год без ограничений и обустроен двумя прекрасными способами подъезда. Плюс развитая спортивно-развлекательная инфраструктура, широкий выбор восточных гастрозаведений… Но обо всем по порядку.
Ай-Петри входит в состав одноименной яйлы, расположенной в Ялтинском регионе, и возвышается над городом Алупка и поселком Кореиз. Высота — 1234 (несложно запомнить) метра над уровнем моря. Естественно, такую гору оберегают природоохранные структуры, а именно Ялтинский горно-лесной заповедник, охватывающий вместе с ней ни много ни мало 14,5 га. У горы три вершины: главная, западная и восточная. У подножия главной торчат стройные зубцы Ай-Петри, на которые когда-то тянулись подвесные мосты, кстати, скоро их протянут снова. С Ай-Петри открывается чудесный вид на всю яйлу, не говоря уже о панорамных пейзажах берега моря внизу, который нередко скрыт плотной пеленой ватных облаков.
Плато Ай-Петри считается самой снежной точкой Крыма. Здесь выпадает 60% осадков в виде снега, устойчивый снежный покров держится с середины декабря до марта, а при счастливых для лыжников обстоятельствах — до середины апреля. Поэтому здесь основан скромный горнолыжный курорт из шести трасс протяженностью от 120 до 1030 м с перепадом высот 20 — 170 м.
Есть два способа добраться на вершину. Первый — автомобильный. Хорош в любое время года, кроме дней с особыми погодными условиями. Через горную гряду перекинута извилистая лента дороги от трассы Н-19 на ЮБК до небольшого села Соколиное в Бахчисарайском районе. Удивительная по своей живописности и разнообразию дорога, с характерными местными серпантинами и крутыми обрывами вдоль обочины. Зимой, после обильного или регулярного снегопада, когда высота обледеневшей колеи может достигать метра, этот путь перекрывают. Если вы собрались покорить вершину на своем автомобиле, настоятельно рекомендуем узнать о состоянии дороги в спасательной службе или в нескольких группах «Вконтакте», созданных специально для таких обстоятельств. В последних вы попутно можете осведомиться о наличии свободных мест в частных трансферах до вершины либо на горно-лыжную базу или найти попутчиков в свой автомобиль. Поворот на нужное шоссе Т0117 находится на въезде в Ялту. Дополнительные ориентиры: поселок Виноградный и водопад Учан-Су — с одной стороны горной гряды, с другой — село Соколиное. Оно расположено на этом шоссе ровно в начале подъема на Ай-Петринскую яйлу, заблудиться невозможно.
Второй способ — канатная дорога! Именно канатная, не фуникулер, как говорят некоторые. Канатная дорога Мисхор — Ай-Петри считается уникальной. Между ее средней и верхней станциями протянулся внесенный в Книгу рекордов Гиннесса самый длинный в Европе безопорный пролет. Его протяженность — 1670 метров, угол подъема возле гор — 46⁰, что делает его одной из десяти самых впечатляющих канатных дорог мира. В рамках общей модернизации и реставрации в прошлом году была проведена замена и усовершенствование технической части, а также выполнен косметический ремонт всех станций, помещений и машинных отделений. Существует верхняя и нижняя станции для посадки в вагончик, расписание которых немного отличается. Нижняя работает с 11.00 до 16.00 — это подъем наверх, а верхняя с 11.00 до 17.00 — это спуск. Не стоит забывать о часах пик, которые в данном случае приходятся на первые рейсы вверх и, что серьезнее всего, на пару последних вниз, при этом билеты заранее не продают. Стоимость билета в одну сторону: 250 рублей взрослый, 100 рублей детский. Время в пути занимает не более 15 минут, но пролетают они как мгновенье во время движения. Главное — успеть занять место у окна, ведь желающих подняться наверх собирается много. К счастью, в целях безопасности и по техническим причинам сотрудники дороги регулируют количество пассажиров. И еще один важный нюанс: канатная дорога не работает круглогодично, поэтому перед планированием поездки загляните на их официальный сайт и уточните, не ведутся ли в это время профилактические работы и не закрыта ли она в связи с теми же особыми погодными условиями.
Представьте себе два граничащих параллельных мира, которые связывает тонкий трос для перемещения всего пары вагончиков. Один мир — на берегу моря, с городами и мирской суетой, здесь тепло и цветут магнолии. А над ним — второй, покрытый снегом и обдуваемый морозным ветром, суровый, но гармоничный. А между ними граница из молочного тумана, в который ныряет вагончик. Кажется, что поднимается он в никуда, и канаты, зацепленные как-то хитро за облака, уходят просто в пустоту.
Наверху совсем другой мир. Понимаешь это, переступая порог станции канатной дороги — вас там уже ждут. Казалось бы, вот она, цель в 1234 метра, и уже виден протоптанный к ней путь, как вдруг на вас обрушивается лавина из самых разных предложений. Со всех сторон наперебой предлагают снегоходы и санки на прокат, трансфер до горнолыжной базы и настоящую шурпу с горячим чаем у камина и вай-фаем! Пожалуй, главный источник информации здесь — это местные «гиды», которые расскажут, покажут, довезут и даже накормят в своей чайхане, а расстанетесь вы, согласно восточному гостеприимству, лучшими друзьями. Если вы не найдете в себе силы отказать настойчивому «гиду» в первую минуту пребывания наверху, рискуете провести остаток времени до последнего вагончика за дегустацией местных вин.
Для справки: трансфер до горнолыжной базы стоит не менее 250 рублей, если, конечно, вы не великий комбинатор; прокат снаряжения на день стоит порядка 1000 рублей, а подъемники там работают только по выходным и праздникам. На случай, если вы все же не попали по каким-то причинам на последний рейс вниз, не отчаивайтесь, у вас снова два выхода: заночевать на вершине в одном из номеров, обустроенных, скорее всего, на верхних этажах любой чайханы; либо согласиться на спуск вниз на «Ниве» или L200, кому как повезет, практически по цене билета на «канатку».
Так вот, если истинной целью являются 1234 метра, то прощайтесь с соблазнами цивилизации и берите курс к зубцам Ай-Петри. С площади возле станции сворачивайте налево и, минуя «чайханный» городок, идите по следам, они выведут вас протоптанной тропой через лес к смотровой площадке.
Внимание, будет скользко и холодно, поэтому и экипировка должна соответствовать. «Теплое, непромокаемое, не продуваемое» — главный слоган при подборе гардероба. Правильная одежда — многослойная (термобелье, флис, пуховик и мембрана), обувь — зимняя, с «агрессивным» протектором, перчатки, шапка и солнцезащитные очки (берегите глаза — щурясь от яркого солнца и снега, можно закончить день головной болью). Более менее актуальный прогноз погоды вы можете проследить на сайте x-crimea.com, на ксс каждый день отмечают температуру, влажность воздуха, силу и направление ветра и толщину снежного покрова.
А теперь самое важное напутствие. Волшебство заснеженных вершин можно описывать долго и эмоционально, но ни одна сотня абзацев не передаст вам всей сказочности ледово-снежного сна яйлы в эти зимние дни. Просто найдите время и поднимитесь на гору, чтобы увидеть своими глазами эти редкие для нашего субтропического побережья феномены: белоснежную целину, остекленевшие сосновые ветки, идеально ровные и соблазняющие изгибы холмов. Искупайтесь в молочном тумане. Померзнете на ледяном ветру у края вершины, чтобы потом выпить долгожданного горячего чая у камина. Прокатитесь на высоте 140 метров над землей по тонкому тросу. Проветрите легкие, да и голову, морозным воздухом. Просто достаньте себя из трудовых будней и поместите для профилактики в крайне противоположные условия жизни, ненадолго, всего с первого до последнего вагончика.
Потрясающих вам открытий!
Автор фото: Алексей Вопрос ©