О детстве и мечте
Отец – Султан Амет-Хан, по национальности лакец, родившийся в дагестанском ауле Цовкра, в Крым приехал на заработки и решил остаться жить в Алупке, где и встретил жену. Первого сына назвали в честь отца – Амет-Ханом. Родился он в октябре 1920 года в доме на склоне горы Ай-Петри.
С самого детства Амет-Хан восхищался авиацией. Он представлял, как летает среди птиц, над вершиной горы Ай-Петри. Отучившись семь классов, будущий ас поступил в железнодорожное фабрично-заводское училище. После его окончания работал слесарем в железнодорожном депо Симферополя. Мальчик жил одной мечтой: подняться в небо. Это желание и привело его в Симферопольский аэроклуб, который сейчас носит имя Аметхана Султана. По рекомендации своего первого инструктора Петра Большакова поступает в Качинское высшее военное авиационное училище летчиков. Там Султан впервые увидел боевые истребители, которые произвели на него сильное впечатление.
Летное училище он закончил в 1940 году в звании младшего лейтенанта. В выпускном аттестате была написана краткая характеристика: «Летает отлично и с большим желанием, усваивает летную практику быстро и точно. В воздухе смел и настойчив, инициативен и вынослив».
О службе
Для дальнейшей службы Амет-Хан был направлен в Белоруссию, в Бобруйск. Довольно скоро его перевели в 4-й истребительный авиационный полк Одесского военного округа, расположенного под Кишиневом. Здесь и застала его война. 22 июня 1941 года Аметхан Султан выполняет несколько боевых вылетов, за что награждается первым орденом Красной Звезды.
Зимой 1942 года в полку появилась новая техника – британский «Харрикейн IID», оснащенный 40-мм пушкой. Именно на нем Султан одержал первую воздушную победу.
Подвигам Амет-Хана Султана посвящено много публикаций, книг и документальных фильмов.
Дважды Герой Советского Союза летчик-штурмовик Муса Гареев уже в мирное время напишет: «Амет-хан вошел в мою жизнь смелым соколом, у которого я учился летать, щедрым другом, на которого я всегда мог положиться как на самого себя…».
«Все в нем необычайно выразительно и живописно: голос, лицо, жесты и даже его кавалерийские галифе, очень широкие вверху и обтянутые на икрах, заправленные в черные сапоги из мягкой кожи. Его имя чрезвычайно популярно в Советском Союзе. Можно целыми неделями слушать рассказы о его многочисленных подвигах» - так вспоминал о Амет-хане Франсуа де Жоффр, французский летчик добровольческого авиаполка «Нормандия — Неман».
Летчик-испытатель
После войны Аметхан больше 20 лет проработал на испытательном аэродроме, проведя в воздухе 4237 часов. Вначале он поднимал в воздух планера, затем испытывает новые системы катапультирования на реактивных и истребительных самолетах Як-15, Як-25, МиГ-15, МиГ-17, МиГ-19, МиГ-21 иСМ-1, Ла-15, вскоре переходит к тяжелым самолетам — стратегическим бомбардировщикам Ту-4, Ту-16, Ил-28, Як-28, Ан-10а, Нм-1, Аметхан разрабатывал дозаправку самолетов в воздухе. Ас провел испытательные полеты более чем 170 самолетов.
В 1951 году Амет-Хан Султан получил звание летчика-испытателя 1 класса. В феврале 1953 года был удостоен Сталинской премии 2-й степени. В 1958 году на самолете НМ-1 поднялся в стратосферу – со скоростью, значительно превышающей скорость звука. Принимал участие в подготовке космонавтов, создавал на борту состояние невесомости около 6 минут, что до сих пор является рекордом.
О гибели
1 февраля 1971 года Аметхан приступает к очередному испытательному полету на летающей лаборатории Ту-16. На ней был установлен новый реактивный двигатель. Этот полет оказался последним для Султана. Вместе с летчиком погибли еще четыре человека.
8 февраля 1971 года Аметхан Султан с почестями был похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.