Сегодня все больше севастопольцев и жителей Крыма сталкиваются с проблемами покупки и сервисного обслуживания бытовой техники. Найти аналогичную замену вышедшего из строя бытового прибора — стиральной машины, холодильника, газовой плиты и т. д. — стало сложнее из-за скупого ассортимента таковых в специализированных магазинах.
Причины сложившейся ситуации очевидны: транспортная блокада, в которой сейчас находится полуостров Крым (подвоз из Украины остановлен, а Керченская переправа функционирует неритмично), ведет за собой массу неудобств, как для продавцов, так и для потребителей бытовой техники. Раньше товар из Киева доходил за два-три дня, сейчас срок доставки из России доходит до двух-трех недель, хотя бывают исключения. Увеличение срока поставки еще связанно с покупкой товара только по предоплате. Российские поставщики пока не готовы работать с крымскими партнерами на доверии и требуют оплату товара до его отправки на полуостров. Многодневные простои на переправе резко увеличивают транспортные расходы по крупной бытовой технике и ведут к неритмичной работе магазинов в Крыму.
«Последние поставки техники с территории Украины, с поставщиками которой ранее были налажены долговременные доверительные товарно-денежные взаимоотношения в течение многих лет, были еще в конце 2014 года. В связи с геополитическими событиями этот канал перекрыт, а поставки с материковой России напрямую зависят от погодных условий в зоне Керченского пролива», — разъяснил Николай Руденко.
Так, из-за простоя товара на переправе техника может подорожать, еще не доехав до Севастополя, ведь большая часть бытовой и компьютерной техники закупается официальными представителями за рубежом — денежный расчет ведется в нестабильной иностранной валюте, укрепление которой и ведет к удорожанию товара в рублях. Иными словами, закупив товар по одной стоимости и будучи заложником курса валюты, продавец реализует его по такой цене, которая даст возможность сделать следующий заказ этого товара.
Среди покупателей распространились слухи, что в связи с санкциями иностранные марки могут прекратить сервисное обслуживание своей техники. Николай Николаевич спешит успокоить севастопольцев: «Официальные представители иностранных компаний в Украине, которые ранее отвечали за сервисное обслуживание купленной в Крыму бытовой техники, передали свои полномочия российским коллегам». Но сложность, по словам предпринимателя, состоит в том, что модельный ряд в разных странах может отличаться друг от друга. Это своего рода маркетинговый ход, но он усложняет ремонт техники, купленной еще в Украине.
Важен тот факт, что в соответствии с Федеральным законом от 21.12.2004 N171-ФЗ, «если срок устранения недостатков товара не определен в письменной форме соглашением сторон, эти недостатки должны быть устранены изготовителем (продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) незамедлительно, то есть в минимальный срок, объективно необходимый для их устранения с учетом обычно применяемого способа. Срок устранения недостатков товара, определяемый в письменной форме соглашением сторон, не может превышать 45 дней».
С учетом прекращения поставок официальными представителями бытовой техники в Украине комплектующих частей в Крым севастопольские сервисные центры вынуждены заказывать их на материковой России, что в условиях нестабильной работы Керченской переправы значительно усложняет процесс доставки, и, следовательно, ремонт техники. Сервисные центры идут на риски, связанные с возможностью не уложиться в 45-дневный срок, указанный в федеральном законе.
Критической остается ситуация для покупателей компьютерной техники марок Dell, Hewlett Packard (HP) и некоторой другой, реализация и сервисное обслуживание которой запрещена на территории Крыма как результат санкционной политики США и ЕС. Попасть на территорию полуострова она может только под видом «серой» техники.
«Под «серой» техникой подразумевается товар, который не был предназначен для продажи в Крыму. Это закрепляется в технической документации, гарантийных талонах и контракте между фирмой производителем и официальным представителем поставщика. Сервисное обслуживание таковых в не оговоренных в договоре странах невозможно», — рассказывает Николай Руденко.
Предприниматель отметил, что в то же время можно не опасаться реализации серьезным продавцом контрафактной продукции в Севастополе и Крыме, так как расходы на ремонт подобной, несертифицированной и без каких-либо гарантий качества, впоследствии полностью ложится именно на продавца, что крайне невыгодно для него самого.
Предприниматели констатируют: магазины бытовой техники Севастополя вынуждены выживать в условиях транспортной блокады полуострова, неразберихи в банковской сфере, отсутствия наработанных связей с поставщиками. Некоторые вынуждены закрывать свои торговые площади. Так, на этой неделе стало известно, что на полуострове прекращает свое существование сеть магазинов бытовой техники Comfy.