О формировании партизанских отрядов
Летом 1941 года обком партии Крыма созвал совещание, на котором обсуждались мероприятия по подготовке к активной обороне Крыма и вопрос создания подполья и партизанских отрядов на случай оставления полуострова советскими войсками.
Основой для создания отрядов стали «истребительные батальоны», сформированные местными отделениями НКВД для борьбы с диверсантами противника, шпионами и вражескими парашютистами.
В августе-сентябре 1941 года они группами выезжали в горы и леса: готовили продовольственные базы, изучали местность и военное дело, строили жилые землянки.
Рабочие и служащие после трудового дня разбирались с оружием, минами, готовились к диверсиям в тылу врага, к борьбе с фашистскими захватчиками. Будущие партизаны учились ориентироваться в лесу, запоминали дороги, вместе с проводниками ходили по горным маршрутам.
Севастопольский партизанский отряд заложил базы продовольствия и одежды неподалеку от сел Алсу (Морозовка), Атлаус (лесной кордон Красный камень), Ай-Тодор (с. Гористое), балаклавцы — в горах, окружающих Байдарскую долину (район с. Орлиного).
25 октября 1941 года начал работу штаб партизанского движения Крыма. Вся горно-лесистая зона условно была разделена на пять партизанских районов. Почти всю территорию 5-го района — между Севастополем, Бахчисараем, Балаклавой и селом Байдары до Симеиза контролировали партизаны Севастопольского и Балаклавского отрядов.
Обреченный поход
В начале февраля 1942 года В.В. Красников по приказу командования партизанского движения в Крыму направил основную часть отряда (134 человека) в район старых баз за оставшимся там продовольствием, которое было необходимо для оказания помощи войскам Севастопольского оборонительного района. Однако возле деревень Ай-Тодор, Алсу, урочища Атлаус партизан ожидала засада. Отряд был обнаружен полицаями, окружен регулярными войсками, жандармерией и местными предателями.
Бой продолжался с 6 по 8 февраля 1942 года. Из 134 бойцов на Ай-Петри к «Чайному домику» возвратилось лишь 17 человек. Остальные погибли, попали в плен, пропали без вести. Нескольким бойцам удалось пробраться в Севастополь и сообщить о тяжелом положении. Раненые командир и начальник штаба отряда К.Т. Пидворко и М.Т. Гуриенко были захвачены полицаями и в марте 1942 года повешены в Бахчисарае.