Итак, Куш-Кая (в переводе с тюркского — «Птичья гора») расположена над урочищем Батилиман и бухтой Ласпи на 30-м километре шоссе Севастополь — Ялта. Благодаря Куш-Кае, прикрывающей урочище от северных ветров, Батилиман славится теплым микроклиматом. Это особенно заметно зимой, когда наверху, на Ласпинском перевале может лежать снег и задувать пронзительный ветер, а в то же время внизу, под скалами Куш-Каи, стоит чудесная средиземноморская погода.
Добраться туда очень просто. Есть два варианта: рейсовым автобусом Севастополь — Ялта или автомобилем до остановки «Тыловое» (либо до «Смотровой площадки»). Если вы едете на машине, оставить ее можно на стоянке у смотровой площадки. Время в поездке — около 30-40 минут, а билет стоит 60-70 рублей. От остановки «Тыловое» придется пройти вдоль трассы около
Подъем. От шлагбаума путь к вершине можно разделить на два варианта. Оба хороши, но начало будет отличаться. Вариант №1: справа от шлагбаума вверх поднимается грунтовая тропа, которая выше перейдет в дорогу. Он менее живописный и более простой, на пути нет развилок да и набор высоты более плавный — кроме предвершинного участка, где дорога вновь переходит в тропу и очень круто начинает забирать вверх. Вариант №2 — серпантин старой асфальтированной дороги, ведущий вниз, к побережью. Он более живописный и тяжелый. Серпантин старой дороги, местами замшелой и потрескавшейся, будет вести вниз. Сквозь тоннели из ветвей деревьев он выведет к открытым участкам, откуда будет просматриваться вся Ласпинская бухта, но здесь главное — не пропустить развилку для подъема на вершину. Главный ориентир на развилке — огромный вытянутый вверх валун на крутом повороте дороги и еще один, чуть ниже, плоский камень, как природная смотровая площадка. Тропа прячется слева от вытянутого вверх камня и сразу же начинает резко подниматься вверх, петляя между сосен, можжевельников и земляничных деревьев. Выше обе дороги соединяются в одну, она и выведет нас к вершине. В обоих случаях подъем будет затяжным, поэтому возьмите запас воды. Для экипировки подойдет хорошая спортивная или треккинговая обувь, ведь подъем затяжной, а значит, хорошо согревающий организм. Одежда должна быть легкой, плотной и хорошо дышащей.
Вершина. Уже после того, как переваливаешь половину подъема, начинает казаться, что конца ему не будет. Одна и та же тропа, один и тот же шорох листьев под ногами и бесконечный частокол деревьев вокруг. Не один десяток мыслей и идей пролетает в голове в процессе набора высоты. Главное — побороть в себе мысль «Да ну ее к черту, эту вершину!..» или «Зачем я вообще туда иду?!» Только вперед! Вершина того стоит — всех усилий и сомнений. Постепенно тропа укажет направление к просветам в деревьях. Это финишная прямая. Открывающиеся вокруг необъятные пространства моментально вдохнут в организм невероятной силы заряд, откроется второе дыхание, вот увидите! «Весь мир на ладони! Ты счастлив и нем…». Трудно подобрать более подходящие слова для описания всех ощущений, которые посещают тебя там, на вершине.
Дальше, в обратном направлении, все теми же тропами вниз, к трассе. Спуск займет не более 30 минут, в отличие от подъема. Не столько радость спуска, сколько гордость за небольшой подвиг, радость достижения цели и новые впечатления не будут отпускать всю обратную дорогу. Когда-то известный советский альпинист Михаил Туркевич сказал: «Горы стояли и будут стоять тысячелетия, а люди, к сожалению, не вечны. И это говорит о том, что к жизни нужно относиться разумно, бережно, чтобы как можно больше покорить вершин».
Ищите, покоряйте свои вершины и находите новые! Невероятных путешествий, дорог и приключений!