Изучение берегов
Осенью 1782 года на зимовку в Ахтиарскую гавань зашли первые русские корабли — фрегаты «Храбрый» и «Осторожный» под флагом капитана 1 ранга И.М. Одинцова. Моряки соорудили баню, построили казармы недалеко от татарской деревушки Ахтиар, которая была брошена жителями.
Для пополнения запасов продовольствия экипаж кораблей ловил рыбу, стрелял диких коз. Главной задачей было изучить место для нового города и порта. Команды провели подробные промеры бухт и их съемку, на основании чего были сделаны выводы, что в гавани корабли надежно защищены от ветров, а грунт дна не портит якорей.
2 мая 1783 года в Ахтиарскую бухту вошла эскадра из пяти фрегатов и восьми других судов под командованием вице-адмирала Ф.А. Клокачева. Он прекрасно знал военно-морское дело и искусство кораблестроения. Осмотрев бухты, Клокачев выбрал Южную для размещения эскадры. По ее берегам началось строительство жилья и складов. В донесении в Санкт-Петербург вице-адмирал писал: «При всей Европе нет подобной сей гавани — положением, величиной, глубиной. Можно в ней иметь флот до ста линейных судов, ко всему тому же сама природа такие устроила лиманы, что сами по себе отделены на разные гавани, то есть военную и купеческую…».
Основание города
Томасу Мекензи было поручено командование эскадрой. 3 июня 1783 года в торжественной обстановке он заложил первые четыре строения будущего города и порта: часовню во имя Николая Чудотворца, дом для себя, пристань, кузницу в адмиралтействе.
Имя новый город получил указом Екатерины II от 10 февраля 1784 года, где была сказано: «Ускорить работы по строительству большой крепости Севастополь».
Кроме моряков, город строили местные вольнонаемные люди — жители Балаклавы, многие со своими лошадьми и повозками. Позже им в помощь стали приезжать рабочие из других мест Крыма и центральных губерний России.
К весне 1784 года появились первые улицы, набережная отделывалась камнем, возводились дома, прокладывались тротуары, обсаженные фруктовыми деревьями.