Эскиз нового герба севастопольцам уже знаком. Основой композиции стал исторический герб города, присвоенный ему в 1893 году и просуществовавший до 1969, когда на смену императорской символике пришла новая — советская.
Вот как новый герб описывается в тексте законопроекта: «В червленом поле восстающий серебряный грифон, щит увенчан древней царской короной, нашлемник — черный с золотыми лапами, клювами, глазами и червлеными языками двуглавый орел, увенчанный тремя золотыми императорскими коронами, средняя — с лазоревыми инфулами (лентами). Щит наложен на два скрещенных золотых адмиралтейских якоря лапами вниз и окружен георгиевской лентой. По сторонам щита два червленых знамени на золотых древках: правое — с золотым вензелем Императора Николая I, левое — с золотым вензелем Императора Александра II. Оба вензеля окружены цветными цепями ордена Андрея Первозванного со знаком ордена внизу и вензелевой короны вместо звеньев вверху. Ниже щита, поверх ленты, — знак особого отличия Города-героя — медаль «Золотая Звезда».
Депутаты законодательного собрания рассказывают, что идея новых геральдических символов зрела давно. Воссоединение Севастополя с Россией послужило тем моментом, который требовал заявить о преемственности исторических традиций.
«Так как мы вернулись в Российскую Федерацию и говорим, что наша история как города-базы Черноморского флота России идет с 1783, у нас должна быть связь между тем городом, которым Севастополь когда-то был и тем, который есть сейчас» — рассказал Виктор Посметный, помогавший автору эскизов подготовить текст законопроекта. «Но кто-то должен был решиться, взять на себя ответственность и выдать закон о гербе и флаге. Решился Александр Ковшарь, контрадмирал Черноморского флота в отставке. Решил и подготовил закон», — продолжает Посметный.
Пока текст документа представляет собой лишь проект. Прежде, чем депутаты обсудят его в первом чтении, законодательной инициативе придется пройти юридическую экспертизу и согласование в многочисленных комитетах и комиссиях законодательного собрания. Так что на повестке дня он окажется не ранее, чем через полтора месяца. «Как раз будет возможность подумать и обсудить. Вполне достаточно, чтобы принять решение», — считает депутат заксобрания.
На вопрос о том, нужно ли для принятия закона о гербе и флаге одобрение простых горожан, Виктор Посметный ответил: «Есть такие случаи в жизни, когда требуется принимать волевое решение, исходя из своих внутренних убеждений. Если вы считаете его правильным, то его нужно принимать». А единодушия общества, по его мнению, добиться практически невозможно — у каждого свое мнение.
Дискуссия о новых символах города разгорелась и среди наших читателей. Опрос в группе сайта «Примечания» в Контакте показал, что большинство предпочитает все-таки старую версию герба и флага. «Второй — это вообще геральдический кошмар. Тут тебе и орел, и золотая звезда, и георгиевская лента, и корона, и якоря. А где памятник затопленным кораблям? Навертели много чего, но нет главного — Севастополя», — пишет одна из наших читательниц.
Несмотря на то, что московская геральдическая комиссия одобрила эскизы, споры идут и среди специалистов. Некоторые геральдисты считают, что историческую символику менять нельзя и новые включения восприняли в штыки. Другие считают, что геральдический стандарт — вопрос субъективный.
А вот в Законодательном собрании инициативу Александра Ковшаря, похоже, восприняли в основном положительно. «Любой символ создают люди. Но памятник не может быть символом. Памятник не вечен — пройдет тысяча лет и он исчезнет. А символ есть символ — он вечен», — подытожил Виктор Посметный.