С 1 января 2015 года законодательство РФ по данному вопросу претерпело некоторые изменения, которые повлияли не только на выходцев из стран с безвизовым режимом, но и на предприятия, которые заинтересованы в труде таких граждан.
О некоторых аспектах проблематики нашему изданию рассказал Алексей Акчурин — экс-гендиректор ГП «Севастопольский винодельческий завод», соучредитель ООО «Адам+», член севастопольской «Деловой России».
На сегодняшний день сложилась крайне критическая ситуация в области сельского хозяйства Севастополя. Сейчас около 5000 га земель занято под виноградные насаждения. Даже по вполне справедливым советским нормам 1 человек может обслуживать максимум 2-2,5 га в год. То есть потребность виноградарей в трудовых ресурсах — порядка 2,5 тысяч человек. Реально же трудозанято около 300 работников поля (лишь 12%). Что касается механизаторов, то и тут ситуация не радужная: из необходимых 100-120 человек занято не более 50.
Садовые хозяйства Севастополя, занимающие около 2000 га, также испытывают потребность в сотрудниках. Согласно нормам, для работы в садах необходимо около 600 человек. По факту занято лишь 30%.
Последние годы трудовые ресурсы в сельскохозяйственной отрасли Севастополя пополнялись за счет приглашенных работников из Украины (в основном из Запорожской, Кировоградской, Винницкой областей). Большинство из них покинули Крым после 1 января в связи с изменением в законодательстве по трудоустройству иностранных граждан.
Основная причина — оформление патентов для работников. Не все в состоянии оплатить услуги тестирования, медосмотров и тем более 2500 тыс. рублей ежемесячно. Совокупная стоимость законного пребывания на рабочем месте слишком затратна для рядовых работников отрасли. На сегодняшний день, зарплата такого сотрудника составляет 10-15 тыс. рублей в месяц. Предприятие оплачивать патент не в состоянии, так как при таком количестве необходимых кадров затраты слишком велики. Что касается местных жителей, то, к сожалению, они не заинтересованы в работе на поле, в том числе и из-за зарплат.
Еще один немаловажный момент. Сегодня многие хозяйства прекратили обрезку садов и виноградников, и это напрямую связано с массовым отъездом наемных работников. Аграрии не способны осуществлять в срок эту операцию своими силами, а им осталось около полутора месяцев на проведение процесса. Когда растения тронутся в рост, обрезку проводить уже нельзя. Эти операции не только повлияют на урожай этого года, но и скажутся на закладке почек и урожайности следующего года. Есть реальная вероятность того, что осенью нам убирать будет нечего, либо урожай значительно сократится.
Необходимо:
1. На уровне Законодательного Собрания и Правительства города Севастополя провести срочные совещания с руководителями хозяйств именно по ситуации с трудовыми ресурсами в с\х производстве, с дальнейшим принятием экстренных мер по льготному обеспечению иностранных работников, прежде всего из Украины.
2. Разработать и внедрить временные льготные условия для найма иностранных работников в сельскохозяйственную отрасль.
3. В ближайшее время создать на базе одного из техникумов города центр среднетехнического профессионального образования в сфере сельскохозяйственного производства Севастополя по всем направлениям: виноградарство, садоводство, растениеводство, овощеводство, животноводство, механизация. В школах города разработать и внедрить программы воспитания и лояльности молодежи к с\х труду.
3. Подготовить и реализовать на региональном уровне программу популяризации сельскохозяйственной отрасли среди местных жителей.
4. Начать более тщательную переработку программы социального обеспечения и роста села.
К сожалению, даже в случае мгновенной реализации всех пунктов, лишь лет через пять мы начнем получать результаты. Только тогда предприятия смогут выходить на массовый российский рынок, что повлияет на рост заработных плат. Непринятие сегодня мер по решению этих вопросов может обострить социальную и экономическую напряженность в городе Севастополе, потому как существующие с\х предприятия на сегодняшний день являются основными налогоплательщиками города.