Индустрия ЖКХ или как важно сделать правильный выбор

Следует отметить, что сфера ЖКХ всегда была весьма прибыльной. Это, в свою очередь, привлекает в нее недобросовестных людей, которые, пользуясь неграмотностью населения, очень часто пытаются проворачивать свои мошеннические схемы.
Карина Воронцова
20.02.2015

В преддверии перехода Севастополя на новые правила игры в обслуживании многоквартирных домов неграмотность населения стала особенно заметна. Как и те, кто этим пользуется.

Но обо всем по порядку.

Жилищно-коммунальное хозяйство Севастополя переживает серьезную реорганизацию, в которой ключевым является самостоятельный выбор жильцов многоквартирных домов формы управления своим недвижимым имуществом. Кстати, этот выбор каждый дом должен сделать до 1 марта.

Но для горожан Севастополя ЖКХ-реформа стала явной в тот момент, когда прекратили свое существования РЭПы. Вместо них были образованы так называемые ГУПы — государственные унитарные предприятия, которые фактически являются теми же РЭПами. Разница лишь в одном — это самоокупаемые предприятия, они не датируются из городского или муниципального бюджетов, а существуют за счет заработанной прибыли — денег, которые будут собирать с жильцов домов, обслуживаемых ГУПом.

Выбор формы управления жильцами начинается с создания так называемых инициативных групп, которые инициируют проведение общего собрания жильцов. Севастопольцы стали в срочном порядке организовывать собрания жильцов, о чем свидетельствовали многочисленные объявления на информационных стендах парадных и подъездов. Большинство из них решили передать полномочия в управлении своих домов бывшим РЭПам, ныне — ГУПам.

«К сожалению, мы вынуждены констатировать факт низкой информированности населения в области их прав и обязанностей как собственников недвижимого имущества многоквартирных домов (далее — МКД). Многие люди не знают, что, кроме бывших РЭПов, они могут самостоятельно обслуживать свои дома или же передать эти функции частным управляющим компаниям», — так прокомментировали сложившуюся в городе ситуацию эксперты всероссийского проекта «Школа грамотного потребителя», организатором которого является партия «Единая Россия».

Итак. Первый способ — непосредственное управление МКД силами самих собственников. Он возможен для домов, количество квартир в котором не превышает 16. В таком случае, в ходе собрания собственников общего имущества, жильцы избирают активиста, который возьмет на себя  заключение договоров по оказанию услуг по содержанию и выполнению работ по ремонту дома, с лицами , предоставляющими жилищные услуги. К ним относятся: содержание двора дома, лестничной площадки, лифта и общедомовых инженерно-технических сооружений, которыми пользуются жильцы более 1 квартиры (стояки, вентиля, общедомовые счетчики, электрические провода и пр.). Договора с предприятиями, оказывающими коммунальные услуги (услуги тепло-, электро-, водоснабжения и др.) заключаются с каждой квартирой отдельно.

Второй способ, это создание некоммерческой организации — товарищества собственников недвижимости (ТСН). Оно уже является юридическим лицом и имеет право заключать договоры со сторонними организациями от имени жильцов дома.

К созданию ТСН жильцам следует отнестись со всей серьезностью. На общем собрании собственников, которое является высшим органом в управлении будущим ТСН, выносится решение о создании ТСН, избирается председатель. В обязательном порядке составляется протокол общего собрания, на основании которого производится государственная регистрация ТСН. Товарищество обязано вести отчетную документацию и оплачивать налоги, что ведет за собой наличие в штате бухгалтера. А самое главное — оно обеспечивает надлежащее содержание общего имущества собственников в МКД.

ТСН вправе возложить вышеуказанные обязанности и на управляющую компанию, которая представляет собой третий вариант ведения жилищно-коммунального хозяйства в МКД.

Передача управляющей компании управления и обслуживания дома — один из самых распространенных способов содержания МКД. Если в двух предыдущих формах ответственность за организацию и качество предоставляемых жилищных и коммунальных услуг лежала на собственниках жилых и не жилых помещений дома, то в этом случае она целиком и полностью возлагается на выбранную управляющую компанию. Собственникам остается лишь правильно составить проект договора. Кстати, управляющая компания выбирается только на общем собрании.

В связи с этим, при выборе управляющей компании, собственникам недвижимого имущества МКД следует обратить внимание на следующие моменты:

- где зарегистрирована управляющая компания (желательно в том же федеральном округе, в нашем случае в Крыму);

- на наличие официального сайта УК, в котором в свободном доступе будет размещаться вся, интересующая жильцов информация;

- тарифы, отчетная документация и прочее;

- на материально-техническую базу управляющей компании — она должна соответствовать потребностям собственников и в полной мере оказывать указанные в договоре ЖКХ услуги;

- на наличие у управляющей компании лицензии на ведение данного вида деятельности, но в Крыму и Севастополе данное требование вступает в силу только с 1 мая 2015 года.

Для того, чтобы не допускать прецеденты мошеннических схем и контролировать должное качество предоставления жилищных и коммунальных услуг в рамках жилищного кодекса РФ, существуют надзорные органы — жилищная инспекция, федеральная служба по тарифам, муниципальные власти и региональная энергетическая комиссия.