Пройтись на ялике вдоль скалистого берега Балаклавы до «Ближнего» пляжа или на Инжир — быстро, комфортно, красиво! Это же и популярный способ среди отдыхающих добраться на пляж.
Но прошел слух, что по российскому законодательству малогабаритным судам запрещен подход к береговой линии пляжа.
Ситуацию прояснили на базе стоянки для маломерных судов №264 Севастопольского регионального общества охотников и рыболовов. Вахтенный дежурный причала Диана сказала, что о каких-либо запретах не знает. А пока сотрудники причала и владельцы маломерных судов полным ходом готовятся к открытию нового сезона.
«Со входом в правовое поле РФ судовладельцам нашего причала пришлось столкнуться с переоформлением многих документов, сдачей квалификационных экзаменов и прохождением техосмотра плавсредства, которое теперь должно соответствовать жестким требованиям нормативно-правовой базы РФ», — объяснила дежурный причала.
Оформить пакет документов, позволяющий управлять маломерным судном и заниматься коммерческой деятельностью, в Севастополе уполномочены две организации: Государственная инспекция по маломерным судам (ул. Советская, 61) и инспекторский участок ГИМС, который находится в пожарной части по ул. Крестовского в Балаклаве.
При регистрации плавсредства в каждой из них выдается судовой билет, но ГИМС выдает документ на право управления маломерным судном без права пассажироперевозок. Для того чтобы зарабатывать частным извозом, владельцу ялика необходимо зарегистрироваться и получить соответствующее разрешение в Морском порту.
Одним из первых, кто переоформил документы, стал Василий Бутко — владелец маломерного судна «Дельфин». Мужчина каждое лето доставляет сотни отдыхающих к пляжам Балаклавы и возлагает большие надежды на предстоящий сезон, который даст ему возможность заработать.
Василий Бутко признается, что проделал большую работу по адаптации документов на ял под требования законов РФ. Кроме того, пришлось приобрести новое оборудование и инвентарь. Мужчина получил судовой билет нового образца и переоформил права на управление маломерным судном.
«Однако право на пассажироперевозки и соответствующую лицензию в Севастополе пока никто не выдает. Я нахожусь в ожидании, так как перевозка отдыхающих — это моя работа и основной способ заработка. Среди владельцев ялов говорят, что в Морпорту должно все проясниться до июня месяца», — поделился капитан «Дельфина».
В поисках «разоряющего владельцев ялов Балаклавы закона» мы вышли на «Правила пользования маломерными судами и правила плавания по внутренним водным путям РФ». Это сборник нормативных документов по правилам плавания и пользования маломерными судами для судоводителей маломерного флота с комментариями. Пункт Ж. раздела 2.6 гласит, что при плавании на маломерных судах запрещается «в целях обеспечения безопасности людей заходить под мотором или парусом и маневрировать в акваториях пляжей, купален и других мест купания и массового отдыха населения на водных объектах». Однако ранее подход яликов к береговой линии пляжей был организован в специально отведенных для этого местах и ограничивался навигационными плавающими береговыми знаками.
Главным источником нормативно-правовой базы по управлению в области использования и охраны водных объектов является «Водный кодекс РФ». Извлечение от 3 июня 2006 года N 74-ФЗ, глава 4, статьи 26,27 гласит, что многие полномочия и права в сфере водных отношений делегируются органам местного самоуправления.
Учитывая специфику региона, местные власти вряд ли оставят севастопольцев без работы, запретив яликам «парковаться» в районе пляжей. И туристы, как и прежде, смогут с комфортом добираться до «Золотого» пляжа или на Инжир.