— Почему люди не падают с вращающейся Земли?
— Потому что они прикреплены к поликлиникам.
Интернет-юмор
Итак, отправляемся за консультацией в Амбулаторию семейной медицины на ул. Шевченко, 3. В регистратуре нам поясняют, что для постановки пациента на учет, он должен предъявить регистратору паспорт, полис ОМС и СНИЛС, а также ксерокопию этих документов. Все данные о пациенте вносятся в электронную базу. В дальнейшем, когда она будет сформирована, у врачей, медсестер и регистраторов в разы сократится объем «бумажной» работы. Все необходимые типовые документы, заполняемые врачом на приеме, можно будет просто распечатать. Высвободившееся драгоценное время медработники посвятят непосредственно оказанию помощи.
На вопрос «Можно ли выбрать поликлинику не по месту прописки?» медики отвечают утвердительно. Нужно подать соответствующее заявление в регистратуру лечебного учреждения. Однако выбрать врача можно с его согласия. Нередко в поликлиниках города пациентам отказывают по объективным причинам. Нам пояснили, что идет формирование базы пациентов, распределение по участкам. Специалистов-терапевтов не хватает.
Старшая медсестра Амбулатории семейной медицины рассказывает: «На каждого терапевта должно приходиться 1700 пациентов. У нас работают 2 врача, а прописанного населения — примерно 12 тысяч. Представляете, если к нам массово пойдут люди с других районов? Пока такие заявления мы принимаем. Что дальше — сказать сложно». Необходимо время на отладку работы поликлиник по новой системе. Позже сменить врача будет проще. Но данные нормы касаются только терапевтов, выбор узкого специалиста происходит только в рамках поликлиники, в которой вы закреплены.
На практике пациенты часто сталкиваются с проволочками в регистратурах. В начале марта наш корреспондент был свидетелем неприятной ситуации в женской консультации № 1 на ул. Юмашева. Женщина пришла на повторный прием. Регистратор отказалась выдавать амбулаторную карту пациентке, пока она не предоставит ксерокопию паспорта, полиса ОМС и СНИЛСа. Копия документов вклеивается в карту для того, чтобы к ним был постоянный доступ врача и медсестры, заполняющей бланки документации.
Действительно, ксерокопии просят вклеивать во всех поликлинических и диспансерных лечебных учреждениях. Регистраторы поясняют: «Люди часто забывают документы дома. Чтобы не было неприятных, неожиданных отказов в приеме, мы просим вложить копии в карту».
Если человек не успел прикрепиться к поликлинике и внезапно заболел, он может прийти на прием к врачу. При наличии страховки все необходимые формальности будут произведены на месте. Если же страховки нет или пациент прибыл из другого региона, в деле появляются некоторые тонкости.
По закону экстренная медицинская помощь оказывается в Российской Федерации бесплатно. К экстренным состояниям относятся внезапные острые заболевания и состояния, а также обострения хронических заболеваний, представляющие угрозу жизни пациента (пп. 1 п. 4 ст. 32 Закона от 21.11.2011 ФЗ-323). Отказать в экстренном случае вам не имеют права, а помощь будет оказываться безотлагательно.
В случае возникновения неотложных состояний — внезапного обострения или возникновения заболеваний, не несущих прямой угрозы жизни пациента — полис ОМС у вас все-таки потребуют. А в случае его отсутствия могут в помощи отказать.
Как это происходит на практике? При обращении в лечебное учреждение врач оценит состояние пациента:
При этом следует пояснить, что отказ от госпитализации и направление пациента в поликлинику не является отказом в медицинской помощи при неотложном состоянии. Сам осмотр, проведенный медицинским специалистом, оценка состояния, постановка предварительного диагноза и озвучивание рекомендаций требуют специальных медицинских знаний, а значит, являются медицинской помощью.
«Почему же бригады «скорой» на вызовах просят предъявить документы? Ведь экстренная помощь бесплатная?» Ответ на вопрос кроется в нюансах финансирования. Оценить тяжесть состояния может только врач. Если вызов не носит экстренного характера, медики вправе рассчитывать на оплату своего труда, а значит, должны внести данные пациента в документацию вызова.
Итак, подытожим:
Иметь полис ОМС и предъявлять его по требованию медработника (кроме случаев экстренной медпомощи) — обязанность каждого застрахованного гражданина РФ (пп. 1 п. 2 ст. 16, Закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ).