Караимское кладбище: топор не тронет

Кто сказал, что интересными могут быть прогулки только по лесам, горам, морям? Путешествие на древнее караимское кладбище Балта Тиймэз может посоревноваться с другими своей экзотичностью.
Маргарита Сабашникова
14.03.2015

Бахчисарай известен тремя достопримечательностями: Ханским дворцом, Свято-Успенским монастырем и пещерным городом Чуфут-Кале. А вот расположенное в ущелье самое старое караимское кладбище скромно прячется от туристов в густой роще.

Называется некрополь Балта Тиймэз, но для простоты его называют просто караимским кладбищем. Караимские сектора некрополей есть в десятках городов мира, но этот — самый большой и самый древний. 

Кладбище поражает своей стариной. Складывается ощущение, что за ним давно никто не следит. Здесь много надгробий разной формы: это и прямоугольные плиты, и стелы, и вертикальные обелиски, и саркофаги. Самые древние датируются 956 годом. Из-за расположения некрополя в верховьях долины почти все памятники сползли со своих мест.

К счастью, «черным археологам» некрополь совсем не интересен: караимы хоронили умерших без каких-либо ценностей.

И все же молодая поросль деревьев напоминает о том, что жизнь всегда берет свое. А многовековые дубы, затаившиеся в глубине рощи, отсылают в прошлое: Балта Тиймэз в переводе с тюркского означает «топор не коснется». Не тронет священную дубовую рощу.

Место для захоронения не случайное: караимы имели культ священных дубов, которые, по их древним верованиям, являлись посредниками между караимами и Танъры (Тэнгри) — верховным божеством неба. И пусть эти следы язычества конфликтовали с официальной религией караимов, они были довольно сильны: вплоть до ХIX века к дубам приходило караимское духовенство с мольбами о ниспослании дождей.

Совет старейшин Ассоциации крымских караимов («Крымкарайлар») признает, что культ Священных Дубов сохранился до наших времен. Сегодня на святилище осталось не более двадцати дубов. Верующие убеждены, что тех, кто проявил неуважение к их святыне, постигнет наказание.

Сколько здесь похоронено человек, никто точно не скажет. Разные эксперты называют цифры от 5 до 10 тысяч могил, многие из которых находятся под слоем почвы и листвы.

Здесь похоронен Авраам Самуилович Фиркович, писатель, археолог и священнослужитель. Много лет работы он посвятил выяснению родословной своего народа, собрал коллекцию книг, исследовал кладбище Балта Тиймэз. Ученый пытался доказать, что на самом деле некрополю более 2500 лет, за что неоднократно обвинялся в подделке исторических документов.

Среди надгробий есть и памятник Марку Тапсашару, легендарному защитнику Порт-Артура, который геройски погиб в неравном бою.

Кто такие караимы? Есть несколько версий о происхождении этого народа. Кто-то уверен, что караимы — потомки тюрков, наследники хазарской культуры, принявшие впоследствии иудаизм. Фиркович же был убежден, что караимы — это евреи, которые поселились в Крыму до Рождества Христова (а значит, они не участвовали в распятии и не должны подвергаться традиционным для евреев ограничениям).

Илья Ильич Казас (караимский педагог, просветитель) придерживался мнения, что караимы, как и любая другая народность, образовались «из слияния с ними других племен, поглощенных и ассимилированных».

Сегодня караимы живут в Европе, Египте, Америке. В начале XX века они перестали отождествлять себя с евреями, но во время Великой Отечественной массово гибли при нацистских зачистках.

Ни одного путника не оставит равнодушным это место. Здесь царят тишина и спокойствие, и трудно поверить, что между этими стройными деревьями спряталось несколько тысяч могил. Здесь хочется погрузиться в свои мысли, задать какие-то важные вопросы — и обязательно найти на них ответы. Кто знает, может, их нашепчет то самое древнее божество Тэнгри, к которому когда-то обращались древние караимы?...

Как добраться

Найти караимское кладбище просто: поезжайте в Бахчисарай, на автовокзале пересаживайтесь на городской транспорт, который следует до остановки «Староселье». Это конечная остановка маршрутного такси, здесь же оборудована автостоянка. Дальше нужно идти пешком.

Вам нужно двигаться по правой стороне ущелья Марьям-Дере (единственная дорога от автостоянки вверх, к монастырю и пещерному городу), оставив позади Свято-Успенский мужской монастырь и ореховую рощу. А у подъема на Чуфут-Кале (он будет слева от основной дороги — мимо указателя не пройдете) идти дальше, прямо, никуда не сворачивая, по Иосафатовой долине. Спустя пару километров движения по тропе вы выйдете к кладбищу.