ЕСЛИ ЕХАТЬ НА АВТО
На украинской стороне
В Украине 5 часов вечера, в России 6, на Чонгаре еще светит солнце. Мы подъезжаем к украинской таможне. И это первое препятствие на пути в Крым. Вид очереди из легковых машин и фур сбавляет хорошее настроение у пассажиров и водителя нашей машины.
Буквально через 10 минут мы понимаем: автоочередь двигается (к счастью, фуры стоят в отдельном потоке, их пока на границу не запускают). Несколько десятков транспортных средств за полтора часа скрывается за пределами пропускного пункта, и мы попадаем на таможню.
Мы не засекали, сколько автомобиль пробыл на украинском пропускном пункте, но по ощущениям все процедуры заняли 15-20 минут (забегая наперед скажу, что, как и на российской таможне, здесь тщательно осмотрели автомобиль и провели паспортный контроль).
Между таможнями
Первое препятствие пройдено! Наш автомобиль выезжает за пределы украинской таможни, и мы попадаем в буферную зону. Шокирует очередь из машин, которая простирается за пределы нашего видения.
Как нам потом рассказали украинские таможенники, они не пускают машины на Перекопский перешеек — мост с двумя полосами движения. Именно этот мост соединяет Крым с Украиной, и на нем не должны скапливаться машины. Значит, наше второе препятствие на пути домой — это последний пропускной пункт украинской таможни.
По моей оценке расстояние от украинской таможни до моста составляет около километра. Примерно в 8 вечера мы становимся в хвост машинной очереди, длина которой 700-
То есть, получается, что «тормозят» движение свои. А не украинцы.
Итак, мы стоим в буферной зоне, на улице вечереет, воздух становится холоднее, мы шутим, ходим по бывшему Чонгарскому рынку и совсем не подозреваем, что на этом участке пути нам предстоит провести ближайшие 7-8 часов.
Мы продвигаемся очень медленно: за первые 3 часа автомобиль проехал
Примерно в 11 вечера по московскому времени мы уже видим второе препятствие — въезд на мост. Но ближе к полуночи активизируются фуры. Все время, что мы были на границе, они не двигались, но тут таможенники начали пропускать на мост только их.
После 7-8 часов, проведенных в буферной зоне, мы въехали на мост и преодолели второе препятствие на нашем пути. Затем какое-то время простояли под российским пропускным пунктом — то есть в последней очереди перед очередью к самой таможне.
Мы почти дома
И, наконец, в 4:30 утра мы подъехали к самому контрольному пункту пропуска. И это — последнее, четвертое, препятствие на пути домой.
На фото видны очертания таможни в период с 4:30 до 5 утра. Странно, что в такое время есть люди, пересекающие границу пешим ходом.
Мы специально засекли время, которое автомобиль провел на пропускном пункте: немногим больше часа. Причем, мы не заметили, чтобы процедуры досмотра и паспортного контроля здесь были более тщательными, чем на украинской таможне. Правда, здесь водитель заполняет специальные бланки — документы на украинский автомобиль. Но неужели из-за пары бумажек мы стоим на этой таможне на 40 минут больше, чем на украинской?
Наконец четвертое препятствие пройдено, и мы в Крыму. Мы продолжаем путь домой — в Севастополь.
Когда таможни позади
Наш водитель, который до границы провел за рулем не один час, после многих часов автомобильных очередей еще
Подведем итог: вся процедура прохождения через две таможни со всеми очередями заняла у нас чуть меньше 13 часов.
По чьей вине люди стоят в очереди на границе по 10 часов? Справляются ли сотрудники пропускного пункта со своими обязанностями? Может ли спасти ситуацию увеличение штата работников или добавление количества «будок», в которых проверяют документы? Эти вопросы, скорее всего, стоит задать начальнику российского пограничного пропускного пункта, но пока они остаются без ответов.
А ЕСЛИ ИДТИ ПЕШКОМ?
Альтернатива пересечению таможни на авто есть — пеший переход.
Несколькими днями ранее, выезжая из Крыма, мы видели скопления людей под шлагбаумами. Чтобы совершить путь домой людям нужно:
Но даже действуя таким образом, не попасть в очередь сложно. На входе в зону контроля стоят таможенники, которые запускают на таможню по 20 человек. Эти люди в отдельном месте ждут своей очереди к кабинкам паспортного контроля, пока предыдущие 20 человек проходят контроль. И только когда все 20 человек проверены, таможенник ведет их к выходу с контрольного пункта.
К слову, перед таможнями в определенные часы собирается живая очередь: это люди из автобусов и люди, которые приехали сюда с попутчиками. Я знаю, что в стандартном большом автобусе больше 60-ти мест.
Если к границе подъезжает автобус, он подвозит сразу на 3 «запуска». А «запуски» проходят раз в 15-20 минут (может быть, в некоторые часы периодичность «запусков» другая). Очередь живая, и попасть на границу с очередным «запуском» может как и тот, кто пришел раньше, так и тот, кто оказался более проворным. Приоритет отдается пассажирам с детьми: их таможенники выбирают из задних рядов толпы и запускают в первую очередь.
Прим. ред: На данный момент автобусы Крым-Украина и Украина-Крым не пересекают границу. Они высаживают и забирают пассажиров под границей либо в буферной зоне, перед мостом.
ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ — ЧЕМ МЫ РИСКУЕМ, ПУТЕШЕСТВУЯ ПО ТАМОЖНЕ
Поговорив с людьми, которые стали нам «товарищами по несчастью», простояв в очереди на границе, список рисков получился такой:
Дополнительные риски для пассажиров авто:
Дополнительные риски для пеших пассажиров:
«Берегите себя и своих близких»(с), и без особой необходимости не посещайте чонгарскую таможню.