Премьера фильма «Битва за Севастополь». Успех или провал?

Сегодня корреспондент «Примечаний» одним из первых в Севастополе посмотрел картину Сергея Мокрицкого «Битва за Севастополь» и попытался разобраться, придется ли по вкусу это кино местному зрителю. Пресс-показ состоялся в кинотеатре «Победа».
Антон Обломов
02.04.2015

Когда узнаешь, что в основе сценария «Битвы за Севастополь» — история самой успешной в мире женщины-снайпера Людмилы Павличенко, то невольно радуешься. Неужели отечественный кинематограф продолжает идти по успешной дорожке воспоминаний о выдающихся личностях, как это было с фильмами «Легенда № 17», «Поддубный» и «Гагарин. Первый в космосе»? Циников в данном случае особо порадует то, что, как и в случае с «Поддубным», у Людмилы Павличенко прочные украинские корни (что просто обязано стать поводом для интернет-трений). Но это не важно — украинская сторона в принципе выделила 80% бюджета для этого фильма и даже переименовала ленту в «Незламна» для проката в своей стране. Имеют право.

Единственное, что настораживает, так это лейтмотивный посыл картины — «Миром правит любовь». Едва ли жителям Севастополя захочется, чтобы «Битва за Севастополь» повторила судьбу «Сталинграда» Бондарчука, где история о городе-герое свелась к любовным перипетиям.

Так каким же вышел фильм о Севастополе?

Уж точно не о Севастополе. События переносятся в город-герой лишь во второй половине картины, и узнаваемых севастопольских видов не так уж много. Впрочем, важно заметить, что на сюжет фильма повлияли севастопольские ветераны. Под давлением их гневных писем сценарий стал достоверней. Продюсер Наталья Мокрицкая особо подчеркивала, что создатели прислушивались к мнению севастопольцев (которые, разумеется, были приглашены на премьеру). И это приятно слышать.

Выстреливает ли тенденция снимать о выдающихся личностях?

Еще как. Исполнительница главной роли Юлия Пересильд отыгрывает просто на ура. Даже не верится, что эта симпатичная девушка два часа изображает мужиковатого солдафона. Надо сказать, Джоан Блэкхэм (Элеонора Рузвельт) не отстает от нее. Отличный вышел женский дуэт.

Хороший ли фильм?

Сергей Мокрицкий явно не любит звуковые эффекты — музыка фактически появляется лишь на 30-й минуте. Кроме того многие режиссерские задумки напоминают мешанину из чужих заимствований: сперва летящая в замедлении пуля, словно из симулятора охоты, потом наведение крупного плана на бытовые детали вроде застегивания пояса (похожий прием использует, к примеру, Эдгар Райт), и наконец ускоренная съемка колосящихся полей. Почему эти задумки реализуются в фильме по одному разу и как вообще сочетаются друг с другом? Непонятно.

Как не ясно и то, что делает на постере смазливый капитан, если самая развернутая мужская роль принадлежит некрасивому врачу Борису.

Плохой ли фильм?

Но надо признать — местами кино выстреливает очень даже хорошими ходами. Чего стоит хотя бы бомбардировка под песню Океан Ельзы «Обійми мене» или «свекольные щечки» главной героини, боящейся падающих сковородок. Более того. Пять миллионов — очень маленький бюджет для кино о войне! Поэтому искренне радуешься качеству взрывов и воздушным боям.  Опять же — женские роли отыграны в «Битве за Севастополь» на высочайшем уровне.

В чем соль картины?

Самая известная в истории женщина-снайпер Людмила Павличенко, выступая в Вашингтоне, произнесла вошедшие в историю слова: «Джентльмены. Мне двадцать пять лет. На фронте я уже успела уничтожить триста девять фашистских захватчиков. Не кажется ли вам, что вы слишком долго прячетесь за моей спиной?».

Весь сценарий заточен именно под эту мысль. Было приятно увидеть нарочито жизненную любовную линию, которая выполняет главную сценарную задачу, а не просто существует «лишь бы были любовные сцены». Зритель наблюдает, за чьими конкретно спинами пряталась сама Павличенко, после чего слышит эту же известную цитату, но сквозь призму видения режиссера и сценариста.

В конечном итоге это оставляет о «Битве за Севастополь» хорошее впечатление. А понравится ли картина местному зрителю? Что ж, приглашенные на показ ветераны после окончания фильма выражали создателям отдельную благодарность.