Все чаще в подъездах севастопольских многоэтажек появляются энергичные молодые люди и симпатичные девушки, которые звонят в двери горожан и предлагают продукцию сомнительного качества по «привлекательным» ценам.
Кажется, что при одном взгляде на этот товар любой здравомыслящий человек должен догадаться, что это явный «развод». Однако если существует бизнес, значит, есть и спрос. Попробуем разобраться, кому выгодны такие продажи, и кто занимается коммивояжерством в современном Севастополе.
Один из молодых людей, попробовавших себя в роли «продавца на дому», описал свой опыт для редакции «Примечаний»:
«Когда молодому и неопытному нужна работа в Севастополе, первое и самое банальное — позвонить по одному из объявлений, пестрым ковром усеявших все свободные поверхности "проходных" улиц города и страницы специализированных печатных изданий. Большинство их объединяет то, что это — вакансии без опыта. На поверку все они ведут в фирмы, работающие по системам сетевого маркетинга или близким к ним. Параллельно стригут купоны с новообращенных. Если некоторые из них хотя бы предлагают реальные товары и услуги, то подавляющие большинство занимается откровенным вымогательством», — говорит он.
Что касается самих продаж, то дело, оказывается, весьма выгодное. Позвонив однажды в компанию, вы уже на следующий день будете приглашены на работу. Вас прикрепят к «опытному» сотруднику, который должен составить в первый рабочий день мнение о вас. Если понравитесь, вас якобы порекомендуют к трудоустройству.
Все товары, которые нужно будет продавать, разложены в пакеты заранее. Участникам раздаются адреса по порядку. Вновь прибывший прикрепляется в пару к опытному продажнику. Обход квартир начинается сверху вниз. «В подъезд попасть — проблем нет. Есть универсальные коды домофонов. Если не сработало, то звонишь в первую попавшуюся квартиру и говоришь откровенную чушь, вроде «Оповещение населения…», — признается наш собеседник.
Когда потенциальный покупатель открывает дверь квартиры, начинается «обработка»: «Здравствуйте! Поздравляем вас с праздником! У нас в торговом центре (здесь называется громкое имя, типа «Муссон» или «SeaMall») на первом этаже открывается новый магазин. И в честь этого события мы дарим вам подарок». В этот момент нужно запихнуть в руки коробку с банными принадлежностями, она большая, ей легко заклинить дверь. Задача говорящих — проникнуть в квартиру, чтобы продолжить обработку уже на месте. Нагло вламываются с фразой «Мы вам подарок, а вы угостите нас кофе!».
Внутри продолжается презентация товара. Раскладываются упаковки и пакеты. Обычно хорошо ведутся пожилые люди, рассказывает бывший сотрудник фирмы, старушка может смело пустить в квартиру двух или трех здоровых мужиков.
«Вы знаете, сколько это стоит? Нет? 26 тысяч рублей!!! Но сегодня наш директор решил взять часть расходов на себя, и этот набор обойдется вам всего в пять тысяч. Почему? Потому что мы давно поняли: листовки в почтовых ящиках не эффективны, вы станете нашей рекламой, будете пользоваться и расскажете о нас друзьям». Естественно, реальная цена этого набора — копейки, может быть, несколько сотен. В наборе шесть пузырьков ароматических масел, пару парфюмов, дешевые тапочки, халат.
Чтобы продать подобную ерунду за большие деньги, нужна навязчивость и напористость, граничащая с развязностью. Парень, с которым работал наш собеседник, из каждой квартиры старался что-то унести. Хватал с полок статуэтки, модельки кораблей, прочую мелочь со словами «Я знаю, вы мне это подарите!» Эти вещи потом пылились на полке в офисе, а мужчина гордо называл их «мои трофеи».
Те, кто умело обманывает бабушек и доверчивых домохозяек, получают с продажи трех-пяти наборов хорошие прибыли: 4-6 тысяч рублей в день. После первого дня работы начинают обрабатывать самого соискателя. Фразами «Мы в тебя верим! У тебя большое будущее в продажах!» заманивают на тренинги, обучение, лекции. Естественно, не бесплатные.
По словам нашего собеседника, бизнес процветает. В Севастополе сегодня работает как минимум три таких конторы. География бизнеса обширна: офисы одной из фирм открывались поэтапно в Пятигорске, Сочи, Ялте, затем в Севастополе.
Жительница Севастополя Юлия Н. делится своими впечатлениями о работе продавцов: «К нам приходят постоянно. То косметику предлагают, то окна поставить по льготной цене. Говорят, что в городе какая-то программа по бесплатной установке окон или со скидкой. Но нужно заплатить авансом три тысячи рублей. Представительные, вежливые, при галстуках. Слышала, что кто-то заплатил, а они потом исчезли.
Какие-то мужчины с южным акцентом предлагают часто одеяла и посуду. Якобы дорогую... У них вообще легенды интересные: то от поезда отстали, то деньги потеряли. Остался только комплект посуды. Поэтому и продают по дешевке. Они и раньше, еще при Украине, часто ходили, а во дворе машина с российскими номерами была припаркована. В машине еще человека два сидело, и ходили по двое. Я им не открываю вообще, страшно. Но они и во дворе пристают, когда просто по улице идешь.
Моей маме эти мошенники недавно косметический набор впарили. Кремы дорогие, с хрящом акулы, а коробка из белого картона, помятая и упаковка надорвана. Мама одна живет, ей уже под восемьдесят. Из дома редко выходит. Так они ей посоветовали его внукам подарить, а потом стали на жалость давить. Мол, если она не купит, то их за плохое распространение "подарков" уволят. Пожалела их. Она вообще доверчивая, как-то пару лет назад чудо-терки для овощей купила у таких ушлых девочек. По цене в двадцать!!! раз выше, чем на рынке».
Только компетентные органы могут констатировать, что это: бизнес или мошенничество. А пока от деятельности подобных продавцов страдают в основном пожилые люди с копеечной пенсией. И молодежь, которая в условиях, когда работа в Севастополе является дефицитом, вынуждена соглашаться на любые предложения. Тем, кто ищет честную работу, наш собеседник рассказывает, по каким признакам можно определить, что вы попали к нечистым на руку «сетевикам». Если не хотите ввязываться в такой «бизнес», будьте внимательны:
1. Работодатель не указывает точной информации о вакансии, как в объявлении, таки и при первом обращении по контактному номеру.
2. Офис компании явно арендован и не собирается «обживаться». Названия и номера кабинетов распечатаны на принтере, минимум мебели, полное или почти полное отсутствие административных кабинетов.
3. Вас будут заманивать на лекционные собрания и сборы соискателей для проведения брифингов. Если все же попали на такое мероприятие, обратите внимание на рассаженных по залу людей, «активно участвующих в процессе» и отвечающих на все вопросы лектора. В 99% случаев эти люди — сотрудники компании. Лектор мало касается темы вопроса, то есть непосредственно вакансии, а рассказывает преимущественно о каких-то банальных вещах из мира финансов, приводя доморощенные таблицы и графики доходов сотрудников. Даже если слышите, как в соседнем зале топают и улюлюкают, скорее всего, там проходит очередной мотивационный тренинг для уже «работающих» и это лишний повод задуматься над тем, куда вы пришли.
4. У Вас просят деньги: ни одна уважающая себя компания никогда не будет заниматься сборами средств от соискателей и сотрудников. И если просьба сначала кажется пустячной (на первой стадии — это, как правило, залог за обучающие материалы), то к концу обучения доходит до нескольких десятков тысяч, которые вы будете механически платить, заплатив единожды каждый раз убеждая себя продолжить обучение, раз вы уже заплатили.