На протяжении последних двух десятков лет в Севастополе то и дело поднимается вопрос о бытовом мусоре. То иностранные инвесторы предлагают очередной проект перерабатывающего завода. То поднимается дискуссия о том, как загружен полигон ТБО. То жителей снова и снова возмущают тарифы. Однако многие согласятся, что, несмотря на более-менее налаженный вывоз мусора, Севастополь не был таким загаженным, пожалуй, никогда. Откуда у нас столько мусора?
От редакция «Примечаний» я получила задание: собирать все бытовые отходы, сортировать их и определить, сколько мусора производит семья за неделю.
Итак, исходные данные для эксперимента: семья из четырех человек — двое взрослых и двое детей. Две недели, в которые я должны тщательно рассматривать и сортировать мусор, взвешивать и фотографировать.
Я начну с рассказа о нашем образе жизни. Мы не покупаем бутилированную воду в межсезонье. Летом — да, зимой пьем фильтрованную водопроводную воду. Изредка приобретаем напитки и соки в стекле. Поэтому в нашем мусоре за две недели не было пластиковой тары. Мы не выбрасываем в мусорное ведро бумагу. Все отходы, кроме платочков и туалетной бумаги, пригодные к переработке, отправляются в специальный короб. Раз в два-три месяца мы связываем всю бумагу и отвозим в пункт приема макулатуры. Стоимость одного килограмма бумаги — 1 рубль. Раньше мы собирали и стекло. Бутылки, банки — все сдавали в пункты приема стеклотары или боя. Сейчас возле дома такой точки мы не обнаружили, поэтому отправляем бутылки в мусорный контейнер. Банки от консервации оставляем для повторного использования в хозяйстве. Стараемся по максимуму использовать пластиковые пакеты: маленькие — просто для упаковки, большие — для мусора.
За две недели мы выбросили 8,5 кг. Общий объем: два больших и четыре средних пакета из супермаркета. Три трехлитровых и две литровых банки перекочевали в кладовку для последующего использования. Наши бытовые отходы не содержат ничего необычного:
- органические отходы: шкурки и очистки, остатки пищи;
- пластиковая упаковка и фасовочные пакеты;
- железные банки от консервов;
- пластиковая тара от сметаны, молока, йогурта;
- тетрапаки;
- стеклянные бутылки и банки;
- упаковка от косметики и лекарств;
- старая одежда;
- поломанные пластиковые игрушки;
- мелкие бытовые отходы.
Все это можно сортировать и перерабатывать. Раскладывать мусор по отдельным пакетам оказалось совсем не сложно. Сегодня в Севастополе в переработку можно сдать черный и цветной металл, макулатуру, батарейки, ветошь, пластиковые бутылки.
Мусор — бич не только нашего города. Весь мир изо всех сил борется с все возрастающей экологической нагрузкой. Узнаем, как обстоят дела в других странах, из «первых рук». Спросим живущих за границей севастопольцев.
Евгений, живет в Италии: «Мы во Флоренции сортируем все: стекло, органику, бумагу, пластик, бытовые отходы. В Неаполе просто сваливают кучами на улицах. В Палермо грязновато, но такого кризиса, как в Неаполе, нет. Мусор не сдаем, просто на улицах стоят раздельные мусорки. Если что-то не туда сунул, то мусоросборщики поругаются просто, штрафов нет. Если совсем лень дома сортировать, можно складывать в мусорный контейнер «non differenziati» — не сортированный. Но почти никто так не делает, потому что сортировать совсем не сложно».
Марина, живет в Германии: «В Германии ради экологии делают все. Покупаешь бутылку воды за 32 цента, потом сдаешь в магазин пустую, и тебе возвращают 25 центов. В итоге вода обходится всего в 7 центов. Бутылку переработают и стружку отвезут куда-то.
Во дворах у нас стоят контейнеры: один для бумаги, один для остатков пищи, один для всего остального. А еще есть большие желтые пакеты, в которые нужно собирать всю упаковку и пластик. А потом выставляют на улице, и мусороуборочная машина их уберет. Особенно повернуты на проблеме мусора в Бавариии и в маленьких городах. Мы жили в таком, и наш хаузмастер заглядывал в мусорные пакеты, когда я шла их выбрасывать. И если в желтом пакете обнаруживалось что-то лишнее, на него наклеивали красную наклейку и не забирали, так и лежал у двери несмываемым позором. Но больше всего бесило, что отсортированный мусор снова сваливали при сборке. Ты тут сортируешь, как идиот, а они потом в одну кучу. И снова сортируют, но уже машинами.
Детей уже в первом классе учат, какие бытовые отходы куда нужно бросать. Даже контрольные пишут. Самые высокие расходы у квартиросъемщика — на вывоз мусора. В больших городах с сортировкой менее строго. Мы сейчас живем в Ганновере, так в нашем доме вообще сейчас никто ничего не сортирует».
Юлия, живет в Бельгии: «У нас мусор выкидывают в пакетах, так как нет мусорных баков. Пакеты специальные, можно купить на кассе в супермаркете. Пластик, жестяные баночки от напитков и тетрапаки упаковываются отдельно, в другие пакеты. Но они намного дешевле. Картон тоже выкидывается отдельно, но его не надо упаковывать во что-то, просто выставляешь за дверь.
Раз в неделю проезжает мусоровоз и собирает возле каждого дома пакеты, пластик и картон собирают раз в две недели. В том районе, где мы живем сейчас, еще собирают стекло. В течение месяца складываешь всю стеклянную тару в какой-то контейнер, потом просто выставляешь за дверь и его вываливают.
Есть еще контейнерные парки, туда можно свозить всякий домашний и строительный мусор, но обязательно — отсортированный. Для каждого вида свой контейнер: полиэтилен, дерево, металл, пластик, стекло, битый кирпич, штукатурка, и есть универсальный контейнер, куда скидывают все то, что нельзя выкинуть в остальные (мебель, детские игрушки).
Сдать в Бельгии за деньги можно только металл. А за все остальное приходится платить нам. Каждый год приходит еще налог на мусор, на нашу семью мы платим около 200 евро».