Проверено на себе: Почему в Севастополе не соблюдают закон «О защите прав потребителей»

Сегодня законодательство по защите прав потребителей в Севастополе работает очень слабо. Как продавцы нарушают права покупателей, корреспонденты «Примечаний» выясняли на собственном опыте.
Ольга Апанасова
30.04.2015

Не фотографировать! С сумками не входить! По телефону громко не говорить! Вещи для проверки на выходе предъявить! Зачастую недобросовестные продавцы попирают закон незаметно для самих посетителей, пользуясь пробелами в знании законодательства.

Одно из наиболее частых нарушений такого рода — запрет на фото и видеосъемку в магазине. Чтобы проверить, как обстоят дела на самом деле, мы отправились в один из магазинов косметики в Севастополе.

По букве закона

В отношении фото- и видеосъемки закон Российской Федерации однозначен: покупатель имеет право собирать и распространять информацию согласно 29-й статье Конституции РФ. Она гласит: «Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом». Фотографировать открытую для всех покупателей информацию о товарах — абсолютно законно.

Кроме того, согласно закону «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», любые ограничения доступа к информации может устанавливать только федеральный закон. В отношении товаров на прилавках и витринах магазина подобных ограничений на сегодняшний день не предусмотрено. Поэтому фотографировать ценники, информацию о производителе или составе товара, чтобы ознакомиться с его компонентами дома — законное право каждого посетителя.

«Обычно охрана говорит, что это внутреннее правило магазина, поэтому снимать нельзя. Но вы не относитесь к работникам магазина, и подчиняться их правилам не обязаны. Даже если на входе в магазин висит значок, — перечеркнутая фотокамера — запрет на фотосъемку должен быть прописан в уставе юридического лица. Если такой записи нет, значит, появление такого объявления — произвол. — Объясняет юрист по гражданским делам Елена Садовникова. — Покупатель имеет право на получение  информации о товарах и продавце, а также об услугах и тех, кто эти услуги предоставляет. Это право закреплено в законе "О защите прав потребителей", и как эту информацию будет получать потребитель — исключительно его дело. Можно записать, запомнить, надиктовать на диктофон — или сфотографировать. К сожалению, в большинстве магазинов нашего города о законодательстве, похоже, не слышали, поэтому, периодически можно услышать пресловутую фразу: «У нас фотографировать запрещено!».

Как дело обстоит в реальности

Именно эту пресловутую фразу корреспонденты «Примечаний» услышали при попытке сфотографировать на телефон состав одного из косметических средств из ассортимента магазина.

«В нашем магазине фотографировать нельзя. Фото- и видеосъемку разрешается делать только с разрешения администрации магазина», — заявила повышенным тоном администратор бутика, появившись в торговом зале сразу после нашей безобидной попытки запечатлеть на телефон информацию о составе импортной соли для ванны.

Не помогла и апелляция к российским законам: администратор продолжила настойчиво отрицать право покупателей фотографировать товары, а также попросила удалить сделанный снимок, несмотря на то, что на дверях магазина не было даже значка с перечеркнутой фотокамерой.

Ситуацию не спасли даже журналистские удостоверения. «Покажите, пожалуйста, ваше направление. Мне надо понять, на каком основании вы находитесь в нашем магазине и почему ведете фотосъемку. Мне не нужна какая-то ваша распечатка (распечатка федерального закона «О защите прав потребителей» и 29-й статьи Конституции РФ — прим. авт), мне нужно направление. Я прошу вас покинуть мой магазин», — непреклонно продолжала управляющая магазина, которая, в свою очередь, отказалась представиться.

Несмотря на апелляцию к пренебрегаемым ею законам, администратор продолжала стоять на своем: «Цены переписать можно, а фотографировать нельзя. Вам знакомо такое слово как конкуренция? Это выкладка товара, это дизайн товара. Мы не хотим, чтобы вы распространяли эти фотографии», — заявила управляющая, не желая слушать о том, что открытая информация не является коммерческой тайной ее магазина.

Почему продавцы нарушают закон — комментарий юриста

«В магазинах часто ссылаются на "коммерческую тайну", но предметы, находящиеся в общественных местах не могут быть тайной по определению. Для того чтобы какая-то информация стала "тайной", к ней нужно, прежде всего, ограничить доступ», — комментирует типичное заблуждение продавцов юрист Елена Садовникова.

«Также иногда говорят, что снимать запрещено, потому что в кадр может попасть товарный знак магазина. Согласно статье 1484 ГК, под "использованием товарного знака" понимаются только такие действия, которые совершаются для индивидуализации товаров, работ или услуг. То есть нанесение товарного знака на изделия или использование его в рекламе других товаров. Простое фотографирование товарного знака не является его использованием в том смысле, который вкладывает в это понятие закон. Нарушить права владельца товарного знака на этапе фотосъемки невозможно. Так что договариваться с магазинами вы не обязаны. Просто выучите свои права и уверенно и настойчиво добивайтесь своего», — добавляет Елена.

Что делать, если магазин «диктует условия»

По всей видимости, для некоторых севастопольских магазинов закон не писан, поэтому из магазина мы ушли ни с чем — так и не добившись от администрации устава юридического лица с информацией об особом запрете на фотосъемку и не убедив продавцов в необходимости, время от времени, обращаться к базовым законам Российской Федерации.

«К сожалению, в нашем городе законодательство по защите прав потребителей применяется, мягко говоря, не в полную силу — опробовано на себе. И я бы настоятельно порекомендовала индивидуальным предпринимателям, руководителям и персоналу магазинов и супермаркетов изучить важнейшие аспекты законодательства и почаще проводить научно-методическую работу по вопросам применения норм действующего законодательства в сфере защиты прав потребителей. Если же все-таки ваши права как потребителя нарушены, необходимо обратиться в Управление защиты прав потребителей в городе Севастополе или в суд», — заключила Елена Садовникова.