1 мая в балаклавских горах потерялись четыре женщины и ребенок. В результате успешной поисково-спасательной операции пропавшие были найдены и доставлены в Балаклаву целыми и невредимыми. Корреспондент «Примечаний» пообщался с одной из девушек, которая рассказала, как все произошло на самом деле.
В этот солнечный день подруги собрались пройти по туристической тропе до горы Куш-Кая, а затем — до Инжира. Девушки не раз ходили в однодневные походы, и к этому походу тоже подготовились: заранее изучили маршрут, запаслись картой. По их прикидкам подъем на гору занимал 1–1,5 часа, дорога от Куш-Кая до Инжира должна была занять не более 1,5 часов. В целом маршрут казался не сложным.
Погода стояла чудесная: на небе не было ни облака, светило солнце, пели птицы. Девушки и 9-летний ребенок (сын одной из подруг) удачно поднялись на Куш-Кая, отдохнули, пообедали. И отправились в сторону Инжира. По тропе они встретили группу людей, которые подтвердили, что те двигаются в правильном направлении.
Неожиданно погода испортилась, на горы опустился туман. Настолько густой, что видимость была не более полутора метров. Тропа под ногами была еще видна, поэтому девушки продолжали движение вперед, надеясь без приключений добраться до Инжира, а там сесть на катер и уехать домой.
Только спустя какое-то время они поняли, что сбились с тропы: под ногами были тропинки, но не пешеходные, а звериные. А, может быть, это были следы от горных рек — сейчас уже трудно сказать. В любом случае, идея продолжать движение вперед казалась самой удачной. Тем более что было ощущение, что море уже близко, и идти оставалось немного.
Девушки оказались посредине горы. Лес закончился, и впереди были только скалы. Что делать: лезть вверх или спускаться вниз? Видимость была плохая, и неясно, как высоко придется забираться, и как низко нужно спускаться. Попробовав взобраться на скалу, туристы поняли, что без специального оборудования это невозможно. Поэтому решились на спуск.
Сначала спуск был относительно безопасный. Однако он быстро закончился — впереди поджидал обрыв. Девушки подались назад, однако никакой возможности двигаться вдоль обрыва не было. Пришлось найти максимально пологий спуск и продолжать движение. Под ногами была сухая земля, которая осыпалась из-под ног и заставляла не идти, а катиться, хватаясь за корни растений и траву. Спуск оказался очень трудным, в среднем он занял 20 минут. Хотя девушка, с которой общался корреспондент «Примечаний», призналась, что они показались ей вечностью.
В этот момент всем стало ясно, что без помощи не обойтись. Был сделан первый звонок в МЧС. Ничего конкретного о своем местонахождении никто из группы сказать не мог: было понятно, что они сбились со своего маршрута и ушли в сторону. Туман не давал понять, куда именно. Оператор из МЧС узнал, все ли целы, нет ли раненых. Попросил не паниковать и держать с ним связь — спасательная группа их обязательно найдет.
Внизу ждало еще одно испытание: хотя казалось, что море совсем рядом, его еще не было видно. А под ногами гора камней — результат обвала. И нужно было с этой горы как-то аккуратно спуститься. Девушки решили разделиться на две группы, чтобы во время движения не травмировать друг друга: камни летели из-под ног при каждом шаге.
Уставшие, голодные, в ссадинах и синяках, они спустились к морю. Им повезло: они вышли на облюбованную туристами небольшую стоянку с навесом, столиком, подготовленным местом для костра. Здесь же была кем-то оставленная пресная вода. Девушки разожгли костер, утолили жажду и уложили ребенка отдыхать. К слову, он держался мужественно, не паниковал и не капризничал.
Внизу, у моря, тумана не было, и девушки увидели очертания горы, которую в народе называют «Драконий зуб», или «Носорог». Она была совсем рядом. Девушки снова позвонили в службу спасения и сообщили, где находятся. В службе спасения ответили, что поисковый отряд уже выдвинулся им на помощь, главное — не паниковать, зажечь костер, чтобы согреться, и ждать помощь. Это было около 22 часов вечера.
Поисковый отряд нашел их около 6 утра. Девушки созванивались с ним каждый час, однако быстрее найти их не получилось: «мчсовцы» не знали народного названия горы, костра не видели (кострище на стоянке было обложено стеной камня, и его действительно не было видно издалека, зато так он лучше грел), да и маршрут был непростой. Потом уже, после встречи с потерпевшими, они признались, что трижды сбились с пути.
«Они шли пешком, их было четверо. Я искренне удивилась, что у них не было с собой никаких медикаментов — только бинт. Мы были исцарапаны до крови, хотелось обработать раны хотя бы перекисью водорода, — призналась девушка из группы заблудившихся в горах. — Но вообще мы им очень благодарны, они большие молодцы».
Спустя какое-то время приплыл спасательный катер. Поисковому отряду пришлось потратить около часа на согласование его вызова: изначально планировалось обратно идти пешком, но это было слишком опасно.
Спасатели не раз повторяли: «Вам очень повезло, что вы целы и невредимы. Здесь опасно, здесь совсем нет пресной воды». А уже позже, в отделении полиции, им сообщили, что в этом районе до сих пор ищут и не могут найти несколько туристов…
«В какой-то момент стало очень страшно. Когда ты катишься с горы и не знаешь, что тебя ждет внизу, а вокруг сплошной туман и ясно, что никто не поможет, — становится очень жутко. Но нам повезло: мы остались целы, мы нашли воду и смогли развести костер. И пусть не сразу, но нас нашли».