Пока на переправе формируются многочасовые очереди на паром, столпотворения начались и в аэропорту Симферополя — единственном на полуострове принимающем гражданские суда. Об этом в социальных сетях активно пишут пассажиры. При этом авиаперелеты остаются основным и самым популярным у туристов способом добраться из материковой России. Так, по данным Минкурорта республики, на майские праздники воздушным путем прибыли почти 40 процентов туристов. Однако в летние месяцы пассажиропоток будет в разы больше. «Лента.ру» разбиралась, готов ли аэропорт Симферополя встретить туристов на должном уровне.
По данным Росавиации, с 1 по 4 мая услугами аэропорта Симферополя воспользовались 44 233 пассажира. «В Крым прилетели 25 469 человек, вылетели — 18 764 человека. Всего было выполнено 322 рейса: 160 на прилет и 162 на вылет. В аналогичный период годом ранее аэропорт обслужил 131 рейс и 16 511 пассажиров», — говорится всообщении федерального агентства воздушного транспорта. А с января по апрель 2015 года пассажиропоток аэропорта по сравнению с показателями 2014 года увеличился в 3,4 раза: с 204 869 до 695 837 человек.
Всего же с марта по конец октября Симферополь готовится принять более 24 тысяч рейсов из 40 пунктов по внутреннему и международному направлениям. Вместе с тем прогнозируется рост пассажиропотока на 20-25 процентов относительно того же периода прошлого года. В среднем, подсказывает калькулятор, выходит 100 рейсов ежедневно. Однако пик нагрузки придется на июнь-август, когда будет более сотни рейсов в день.
Большая реконструкция аэропорта Симферополя стартовала в начале этого года. 9 мая торжественно открыли новый терминал А, который «поглотил» терминал С. Руководство аэропорта обещает к 1 июля полностью завершить реконструкцию терминала В. Помимо этого в 2016 году начнется строительство еще одного терминала, на отдельном земельном участке, ближе к взлетно-посадочной полосе. Полностью закончить проект должны к лету 2018 года.
Отличительная черта аэропорта в Симферополе — значительная удаленность взлетно-посадочной полосы от аэровокзального комплекса, а также нетипично большая длина и ширина ВПП, вследствие чего самолеты выруливают долго. Эти факторы позволяют достраивать аэровокзальной комплекс и принимать самолеты любого типа. Так, авиакомпания «Трансаэро» уже начала эксплуатацию на маршруте из Москвы в Крым двухпалубного самолета Boeing 747-400 вместимостью более 500 пассажиров.
При этом уже сейчас, даже после открытия нового терминала, как рассказывают пассажиры, аэропорт с трудом справляется с наплывом людей. Основные жалобы — долгая выгрузка багажа. Пассажирам некоторых рейсов багаж приходится ждать полтора-два часа. Однако это не единственная проблема.
Вот что по поводу работы аэропорта написал в социальной сети пассажир Александр Беланов: «А хоть кто-то доложил Сергею Аксенову (главе республики Крым — прим. «Ленты.ру»), что в новом терминале симферопольского аэропорта работает только одно окно досмотра пассажиров? Одно из двух. А для работы на все рейсы нужно не менее десяти... Я вчера (11 мая, в 14:50 рейс на Москву) стоял в очереди аж из тысячи человек. Стоял три часа. Затем вместе с 300 невольно опаздывающими на свой рейс пассажирами брал штурмом пункт досмотра, а когда оказался в самолете, еще час томился в ожидании опаздывающей VIP-персоны.... Бардак! Прилетел в Москву, включил телевизор — репортаж об открытии терминала! Тишь да гладь! Снимали до открытия...» В беседе с «Лентой.ру» Беланов уточнил, что такой кошмарной давки, как в Симферополе, не видел еще ни в одном аэропорту.
Мы попросили прокомментировать ситуацию генерального директора аэропорта Симферополя Евгения Плаксина.
«К лету будет расширено все: зоны контроля авиационной безопасности и зоны досмотра. Сейчас есть проблемы с очередями, потому что продолжается реконструкция в других частях терминала А и терминала В. У нас большой сложный проект. Это даже не терминалы, а входные группы, пусковые комплексы», — рассказал Плаксин.
По его словам, сейчас аэропорт работает в режиме 50 рейсов в день. В конце мая количество рейсов увеличится, затем еще больше рейсов станет с середины июня. Тем не менее, подчеркивает собеседник, 100 рейсов в день (двести взлетно-посадочных операций соответственно — прим. «Ленты.ру») аэропорт Симферополя отработает спокойно. А на вопрос о максимальной пропускной способности Плаксин ответил так: «Обслужим всех, кто прилетит, все заявки, которые есть на летний период».
Еще одним аэродромом полуострова является Бельбек, расположенный неподалеку от берега моря севернее Севастополя. Бельбек долгие годы был закрытым военным аэродромом. Остается он им и сейчас, однако в силу насущной необходимости начинает приоткрываться для штатских.
До распада СССР на Бельбеке сидели перехватчики ПВО Су-15. Потом там базировались самолеты украинских ВВС (сперва те же Су-15, потом МиГ-29). Весной 2014 года, после сецессии Крыма и его присоединения к России, там вновь развернули перехватчики, на сей раз Су-27СМ и Су-30М2 38-го истребительного авиаполка.
Бельбек обладает сравнительно неплохой полосой длиной 3010 метров, расширенной в 1980 году. Полоса способна с запасом обеспечивать взлет и посадку среднемагистральных гражданских самолетов, и с 1980 года аэродром использовали как правительственный.
Однако реальная эксплуатация Бельбека как пассажирского аэропорта велась спорадически. В 2002 году он получил статус международного, однако за пять лет через него прошло лишь немногим более 50 тысяч пассажиров, после чего полеты были приостановлены. Новый этап эксплуатации Бельбека начался в 2010 году, и связан он был с активностью украинской компании «Днеправиа», принадлежавшей группе «Приват» Игоря Коломойского. Тем не менее осмысленной коммерческой загрузки Бельбек не имел и в основном ориентировался на прием чартеров, бизнес-джетов и правительственных самолетов.
Власти Крыма и федеральный центр осознают проблемы дефицита транспорта, особенно в летний период, и проявляют особый интерес к коммерческой эксплуатации аэродрома. В частности, в 2014 году проводились работы по укреплению ВПП, которая, как сообщалось, не была готова к приему большого количества среднемагистральных пассажирских лайнеров.
Тонкость состоит еще и в том, что в Крыму сосуществуют сразу два субъекта федерации: собственно Республика Крым и город федерального значения Севастополь. Несмотря на довольно плотную упаковку объектов на местности, Симферополь считается аэропортом республиканским, а третий российский город федерального значения должен иметь свой собственный аэропорт.
20 апреля 2015 года было подписано соглашение между властями Севастополя и Минобороны о совместном использовании полосы Бельбека. По заявлению севастопольского губернатора Сергея Меняйло, уже в этом году Бельбек будет принимать регулярные гражданские авиарейсы. По его оценке, весь комплект документации должен быть готов в июне-июле 2015 года.
Основной проблемой Бельбека как коммерческого аэропорта остается исключительно низкая пропускная способность пассажирского терминала — не более 100 человек в час (год назад Минтранс оценивал ее более реалистично — 40-60 человек в час). Для сравнения: симферопольский аэропорт после реконструкции двух терминалов, законченной в эти дни, способен пропускать в пиковый период до 1,5 тысяч пассажиров в час.
По утверждению властей Севастополя, пропускную способность терминала увеличить можно, однако сопоставимых с Симферополем воздушных ворот у города не будет вплоть до постройки на Бельбеке нового пассажирского терминала. О чем, насколько нам известно, речи пока не идет.
Впрочем, если подводить итог, очевидно, что даже несколько часов ожидания в аэропорту Симферополя туристы перенесут легче, чем очередь длиной в сутки на Керченской паромной переправе. Транспортная доступность Крымского полуострова пока остается головной болью и для представителей власти, и для обывателей.