Не так давно в блогах и на солидных интернет-сайтах стали появляться статьи о том, что дети не могут выучить стихотворение Пушкина «Осень». Они попросту не понимают, что там описано. «Очей очарование», «увядание», «багрец», «в сенях» — эти слова и словосочетания вызывают серьезные затруднения. С годами школьная программа по литературе усложняется, на зубрежку стихотворений, написание сочинений и разбор «тема-идея-сюжет» дети тратят все больше времени.
Чтобы узнать, как у севастопольских школьников обстоит дело со словарным запасом, «Примечания» отправились в одну из школ, в параллель шестых классов.
На вопрос «Любите ли вы читать?» дети хором, стройно и радостно, отвечают «Да!!!» После провокативной реплики «А честно?», в глазах появляется смущение и некая заминка. Отвечают: «Ну не очень…».
Среди любимых жанров — фантастика. Причем озвучивают название любимых жанров только один-два человека в классе. Пару выкриков: «Я в интернете читаю!». Еще одна девочка выразительно произнесла: «Художественные произведения». Остальные к теме интереса не проявили. К литературе по школьной программе относятся единодушно, хотя признаются, что читать «скукоту» приходится.
Любимыми носителями дети по-прежнему считают бумажную книгу, хотя рассказали нам, что читают с телефонов, планшетов, компьютера.
Чтобы проверить, как школьники понимают прочитанное, даем им текст стихотворения Александра Пушкина «Зимний вечер». Помните? Буря мглою небо кроет…
После прочтения стихотворения вслух попросим детей пояснить несколько слов и словосочетаний. Первое на очереди — слово «мгла». Из 33 ребят пятеро совсем не смогли объяснить этого понятия, не нашли ни единого слова, ни одной ассоциации. Несколько человек посчитали, что мгла — это «что-то очень быстрое», «то, что проносится». Один человек написал, что «это пепел от костра». Остальные ответили близко к истине: «это что-то вроде тумана», «темнота, темное пространство», «метель, темнота, тучи», «очень темное пространство». На фоне пустых или лаконичных определений объяснение «Мгла – это когда не видно ни одного лучика света, стоит сплошная густая темнота» выглядит литературным шедевром. Не в смысле правильности толкования, похвально желание ребенка строить развернутые и связные предложения.
Следующее словосочетание «кровля обветшалая» не вызвало особых затруднений. Большинство детей поняли, что это крыша «старая, которую долго не меняли». Один человек назвал кровлю «полом», другой написал, что это «ковер». Интересно определение: «Кровля обветшалая — это небольшой хрупкий дом с вкусно пахнущей соломой, с белыми стенами». Сначала мы подумали, что ребенок просто перепутал словосочетания, потому что следующим шло «ветхая лачужка». Но рядом с ним написал «то же, что и кровля». Три человека не смогли ничего ответить и на этот вопрос.
С «ветхой лачужкой» справились почти все. Кто-то выражался лапидарно — «плохой дом», кто-то старался разнообразить описание эпитетами «хилый», «разваленный», «бедный». Дети рассказывали, что в их воображении лачуга построена из бревен, старых досок, она похожа на землянку, очень низкая и очень маленькая. Там живет кто-то бедный и старый, может и баба Яга.
Следующим шло слово «приумолкла». Почти все правильно поняли, что приставка «при-» в этом случае означает неполноту действия. Дети писали, что старушка «затихла», «замечталась», «задумалась о чем-то», «вот только говорила, а теперь молчит». Три человека написали шокирующее «заткнулась».
Объяснить слово «дремлешь» не составило труда. Но многие написали лишь слово «спишь», не стремясь как-то разнообразить свой ответ. Кто-то сравнил это состояние с «мечтой», кто-то пояснил, что дремота — это «неглубокий поверхностный сон, когда тебя могут легко разбудить, когда все слышишь».
Последним вопросом было: «Как часто вы встречаете в книгах незнакомые слова и как узнаете их значение?» И тут снова ответы были разнообразными. Кто-то отвечал, что «просто пропускает» такие слова. Кто-то признался, что узнает значение в интернете или словаре. Всего несколько школьников сказали, что спрашивают о незнакомых словах у родителей. И всего одна девочка сказала, что пытается анализировать текст, догадываться по смыслу и сравнивать слова. Конечно, она не одна это делает, но сформулировать, оформить эту мысль не смог больше никто.
Хоть эксперимент в школе и был анонимным, корреспонденту удалось подсмотреть в листочки к ребятам. Те, кто сказал, что обсуждают прочитанное с родителями или друзьями, стремясь выяснить непонятные моменты, написали более точные развернутые и красочные определения. Они более охотно общались, хорошо формулировали свои мысли.
Несколько человек во время беседы смогли назвать одно или несколько названий последних прочитанных ими книг. Знаете, сколько было таких детей? Из 33 человек всего четыре. Выводы делайте сами.