Проверено на себе: как добросовестному покупателю избежать обвинения в краже?

Что делать, если на выходе из супермаркета ложно сработал сигнал антикражной системы? Корреспонденты «Примечаний» выяснили, вправе ли охрана задерживать покупателя при проходе через магнитные рамки и проверили сотрудников торговой сети на знание российского законодательства.
Ольга Апанасова
06.06.2015

По букве закона

Маленькая магнитная наклейка в сумке посетителя супермаркета подчас становится большой проблемой при проходе через магнитные рамки на выходе из магазина. Охранная система реагирует на неразмагниченную метку и дает сигнал о том, что товар, предположительно, украден. Но у любой системы есть свои слабые места, и порой под подозрения попадают добросовестные посетители. «Зазвенеть» может и металлический предмет, и не до конца размагниченный товар, купленный ранее.

В таких случаях многие магазины требуют показать содержимое сумки, даже если веских на то оснований у продавцов и охранников нет. Подобные действия противоречат нормам российского права.

«Охранная деятельность регулируется законом "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" и специальным приказом МВД России. По закону сотрудник службы охраны не имеет полномочий досматривать вещи покупателя. Личный досмотр — прерогатива исключительно сотрудников правоохранительных органов», — объясняет юрист Елена Садовникова.

Кому в Севастополе закон не писан?

Чтобы выяснить, знакомо ли руководство севастопольских магазинов с положениями российского законодательства, «Примечания» отправились в одну из торговых сетей города, вооружившись «приманкой» для антикражной системы — специальным магнитным ярлыком.

Пройдя вдоль стеллажей под всевидящим оком видеокамер, мы вышли на кассу, где закономерно сработала охранная система магазина. Охранник незамедлительно потребовал предъявить личные вещи для досмотра.

«Кто лучше знает законы — вы или я? У магазина есть хозяин, и есть определенные требования», — заявил настойчивый охранник, и в зале мгновенно появилась директор супермаркета.

Как выяснилось, с российскими законами руководство магазина оказалось слабо знакомо: в ответ на апелляцию к правам потребителей, директор ответила удивлением и попросила дождаться полицию для дальнейшего разбирательства или никогда более не посещать ее магазин.

Комментарий юриста

«Ни один нормативный акт не обязывает покупателя дожидаться полиции в магазине. Если вы уверены в несправедливости обвинения, то вправе идти по своим делам, оставив охранника наедине со своими предположениями.  Применять силу при задержании подозреваемого в краже охранник может лишь в том случае, если он лично или посредством камеры наблюдения увидел, что покупатель украл что-либо из магазина или иным образом нарушил закон. Сразу после задержания охрана должна вызвать полицию — и не более того», — рассказывает Елена Садовникова.

Кроме того, покупатель не обязан сдавать личные вещи в камеру хранения при входе в магазин, какого бы объема ни была сумка, добавляет Елена: «Клиент вправе зайти в магазин с любой вещью, даже идентичной той, которая продается в нем — будь то хоть бутылка воды, хоть связка бананов. Единственное, что посетитель обязан сделать в таком случае — поставить в известность работников магазина».

«К сожалению, сотрудники магазинов в нашем городе соблюдают законодательство не в полную силу, поэтому потребителям стоит выучить свои права и уверенно добиваться своего. Если же ваши права как потребителя все-таки были нарушены, необходимо обратиться в Управление защиты прав потребителей Севастополя или в суд», — заключает юрист.