Как правильно вызвать «скорую» и приготовиться к приходу врача?

Корреспонденты «Примечаний» решили выяснить, есть ли какие-то отличия в работе службы скорой помощи в Севастополе, а также как правильно вызвать «скорую» и подготовиться к приезду бригады.
Екатерина Резникова , Катерина Резникова
22.06.2015

Недавно «Примечания» опубликовали разъяснения Минздрава Крыма о том, когда и в каких случаях нужно вызывать скорую помощь. Принципы работы севастопольской скорой рассказал начмед службы Константин Тимченко.

Вся работа службы регламентируется приказом Минздрава № 388 от 20.06.2013 «Об утверждении порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи». Все вызовы скорой помощи делятся на две категории — экстренные и неотложные. К экстренным относятся вызовы, несущие непосредственную угрозу жизни и здоровью человека. «Это падения с высоты, ДТП, какие-то травмы, ранения», — поясняет Константин Тимченко.

К неотложным относятся вызовы, не несущие непосредственной угрозы жизни. «Казуистика такая: помощь называется "неотложной", но по факту может быть отложена до двух часов», — рассказывает врач. На такой вызов скорой медицинской помощи посылаются бригады при отсутствии экстренных вызовов, по мере освобождения.

Сортировку вызовов производит диспетчер. Именно для этого по телефону вызывающего просят как можно более четко и подробно описать симптомы и признаки острого состояния. Есть определенный регламент опроса при поступлении звонка на номер скорой помощи. Чем четче будет отвечать вызывающий, тем больше вероятность своевременного оказания помощи и правильной переадресации вызова на профильную бригаду. Прежде чем набирать 103, успокойтесь, соберитесь, подготовьте в голове ответы на следующие вопросы:

  • что у вас случилось;
  • адрес;
  • возраст пациента;
  • фамилия, имя пациента;
  • кто и с какого телефона вызывает.

Если вам ничего не известно о пострадавшем, спокойно и четко скажите об этом диспетчеру. Помимо этих вопросов вас могут спросить о хронических заболеваниях, принятых лекарствах и дополнительных мерах по облегчению состояния пациента. Отвечайте на вопросы как можно более четко, не паникуйте и не раздражайтесь. В любом случае разговор с диспетчером не займет более одной-двух минут. Помните, что диспетчер вправе отказаться от общения, если звонящий нецензурно выражается в адрес работников скорой помощи, угрожает физической расправой.

На сегодняшний момент скорая помощь Севастополя обслуживает множество непрофильных вызовов. По словам Константина Тимченко, самые популярные — температура 37.5-38. «Если это детская температура, дети до трех лет, особенно дети до года, то диспетчер принимает решение и направляет бригаду максимально быстро», — говорит врач.

Пациентам старшего возраста медики советуют сначала попытаться «сбить температуру» самостоятельно — принять жаропонижающее и сделать холодные обертывания. За лечением стоит обратиться в поликлинику. «Скорая» не назначает схем приема препаратов, не дает рекомендаций, не выписывает справок и не дает больничных листов, не корректирует и не оценивает уже назначенное лечение, не выполняет выписанных вам медицинских манипуляций — инъекций, систем. Главная задача бригады — купировать угрожающее жизни состояние и доставить пациента в больницу при необходимости.

Другой частый, но непрофильный для «скорой» вызов — высокое артериальное давление. «Я всегда привожу пример: пациенты с сахарным диабетом крайне редко вызывают "скорую". У них есть глюкометр, они контролируют свое состояние. Если сахар повысился, принимают инсулин, понизился — глюкозу, пьют сладкий чай. Также должны действовать гипертоники — контролировать свое состояние и принимать рекомендованные участковым врачом гипотензивные средства. Конечно, если это не гипертонический криз с потерей сознания или с болями за грудиной — в таких случаях помощь "скорой" нужна», — поясняет Константин Тимченко.

Итак, вы вызвали бригаду скорой помощи. Как правильно подготовится к приезду бригады?

Если вы живете в районе, где затруднена ориентация, например, в частном секторе, постарайтесь выйти навстречу бригаде. Необходимо позаботиться о том, чтобы дверь подъезда была открыта, а домофон исправен.

Помните, что сотрудники экстренных служб не обязаны снимать в доме обувь, надевать бахилы и мыть руки в вашей ванной комнате, пользоваться вашим личным мылом и личным полотенцем. Для обработки рук работники скорой помощи используют антисептик, входящий в укладку. Если вы переживаете за сохранность ковровых покрытий или чистоту в доме, приготовьте у входа влажную тряпку, чтобы вытереть обувь, а покрытия пола застелите ветошью или пленкой.

Уберите из двора или комнат, куда будет проходить врач, животных, даже если они «мирные и не кусаются». Доктор вправе не входить в помещение, если подозревает угрозу своей жизни со стороны вашего «дружелюбного ротвейлера».

Приготовьте рабочее место для доктора, обеспечьте доступ к пациенту. Выключите все посторонние источники шума: телевизор, радио. Обеспечьте достаточный уровень освещенности в комнате — раздвиньте шторы или включите свет. Корректно будет удалить из комнаты родственников, оставьте доктора наедине с пациентом или пусть за осмотром наблюдает один близкий человек.

В экстренных случаях вызов скорой помощи возможен и без страхового полиса. Однако если  ваше состояние непосредственной угрозы жизни не несет, бригада вправе попросить показать документы: паспорт, полис ОМС. Приготовьте их заранее.

Также необходимо приготовить все возможные выписки, кардиограммы, вспомнить и по возможности записать названия принимаемых лекарств. Если пациент перед приездом «скорой» принимал алкоголь, сильнодействующие препараты, обязательно сообщите об этом врачу. Не в коем случае не утаивайте и не занижайте дозу — алкоголь существенно искажает клиническую картину, а его сочетание с медикаментами, применяемыми сотрудниками «скорой», может привести к непредсказуемым последствиям.

Заранее подготовьтесь, если предполагаете, что вам будет предложена госпитализация. Возьмите самое необходимое: белье, одежду, средства гигиены. Остальное могут подвезти потом родственники. Помните, что окончательное решение — везти человека в больницу или нет — принимают медики, а не родственники пациента или он сам. «Маленькие дети до года с высокой температурой — это стопроцентная госпитализация. Если температура 38 и выше или болеет больше трех дней, то врач примет такое решение. Лучше поместить в стационар и понаблюдать такого ребенка хотя бы в течение суток», — предупреждает Константин Тимченко.

Если понадобится транспортировка пациента на носилках, позаботьтесь заранее о наличии помощников. Большинство работников «скорой» — женщины, они физически не смогут обеспечить безопасную и комфортную транспортировку. Позовите на помощь родственников или соседей.

Есть сомнения по поводу состояния ваших близких? Позвоните по телефону 24-05-77. Старший врач смены проконсультирует вас по доврачебной само- и взаимопомощи, даже если экстренная помощь вам не требуется. Но помните, вам не станут назначать схему лечения, корректировать дозы приема антибиотиков и других препаратов. Телефонная консультация не заменит визита к участковому врачу в поликлинику.

Помните, что использование скорой для консультаций, решения социальных и бытовых проблем, в качестве такси для доставки пациента в поликлинику или в больницу на плановую госпитализацию недопустимо. Гражданин, преднамеренно совершивший ложный вызов скорой помощи, а также допустивший какое-либо правонарушение в отношении работников бригады, может быть привлечен к административной, а в отдельных случаях уголовной ответственности.