Чем Заксобрание от горсовета отличается и как в Севастополе создаются законы? Ликбез от Александра Кулагина

Как сообщил депутат в ходе брифинга журналистам, Законодательное собрание, помимо базовой законодательной функции, выполняет также роль представительского и контролирующего органа.
ForPost
24.06.2015

«Законодательное собрание в отличие от Городского совета, который был при Украине, имеет свои определенные функции. Если Городской совет был органом местного самоуправления, то Законодательное собрание – это орган законодательный и представительный… В рамках этих двух функций возникает еще одна функция. Она называется контрольная. Мы обязаны контролировать соблюдение тех законов, которые мы принимаем», — цитирует ForPost заместителя председателя Заксобрания.

По словам Александра Кулагина, федеративное устройство государства предполагает передачу субъектам ряда полномочий, с которыми субъекты справляются на местах. Результатом такого законотворческого процесса является принятие законов, регулирующих взаимоотношения города федерального значения Севастополя (субъекта) и Российской Федерации (государства).

В соответствии с Уставом города Севастополя субъектами законодательной инициативы являются Правительство Севастополя, губернатор, прокуратура, муниципальные органы власти и депутаты Законодательного собрания. Любые законы, вносимые данными субъектами и соответствующие Конституции РФ и Федеральному законодательству, должны быть рассмотрены депутатским корпусом на пленарном заседании. Принимаются законы только голосованием депутатов.

В соответствии с регламентом, вносимые законы проходят определенную процедуру. В Севастополе была утверждена форма принятия законов в двух чтениях, что, по словам А. Кулагина, способствует оперативности законотворческого процесса.

Как уточнил депутат, небольшие, но «особо необходимые городу» законы, которые прошли все экспертизы и имеют позитивные заключения согласовательных органов и служб, могут приниматься на одном пленарном заседании сразу в двух чтениях при условии отсутствия заявлений о поправках со стороны депутатов.

«Первое чтение — это решение Законодательного собрания о принятии закона за основу и дальнейшей доработке. Затем вносятся поправки, и во втором чтении закон принимается уже в окончательной редакции. После этого закон должен быть подписан губернатором в определенный срок, установленный законом», — уточнил А. Кулагин.
Губернатор может наложить вето на тот или иной закон, если считает, что последний не соответствует Федеральному законодательству или какой-либо концепции. В этом случае начинает действовать процедура преодоления вето или принятия закона с предложениями губернатора.

Техническую сторону и контрольную функцию законотворческого процесса выполняют постановления Законодательного собрания.

«Так устроено, что Законодательное собрание обязано согласовывать отдельные государственные должности исполнительной власти (заместителей председателя правительства) и обязано контролировать соблюдение законов города Севастополя», — объяснил А. Кулагин.

При этом депутаты имеют право выразить недоверие высшим должностным лицам, а также по результатам контрольных функций формировать депутатские обращения, собирать депутатские слушания или издавать постановления Законодательного собрания «которые позволяют внедрить видение Законодательного собрания в отношении соблюдения тех или иных законов города Севастополя».