Почему социальной сфере Севастополя не обойтись без частного капитала

О том, как решить проблему очередей в детские сады и школы и почему социальной сфере Севастополя не обойтись без частного капитала, «Примечаниям» рассказала председатель постоянного комитета Законодательного собрания по социально-гуманитарным вопросам Татьяна Щербакова.
Ольга Апанасова
24.06.2015

Очереди в образовательные учреждения Севастополя непрерывно растут. Вторая смена законодательно запрещена, а школам уже сейчас не вместить всех желающих. Под угрозой закрытия находятся и частные учебные заведения. Некоторые из них рискуют лишиться корпусов, несмотря на то, что набор на будущий учебный год уже состоялся.

В детских садах проблема еще острее. По словам Татьяны Щербаковой, в этом году количество  места в детских садах увеличится лишь на тысячу. Учитывая, что по разным оценкам очередь составляет от 6 до 10 тысяч человек, это капля в море.

И это далеко не единственная проблема социальной сферы. «На сегодняшний день в Севастополе 88 232 льготника. Шестьдесят тысяч — пенсионеры. Город в среднем достаточно пожилой, но пансионата для пожилых людей до сих пор нет. Как и интерната для инвалидов с психоневрологическими заболеваниями», — описывает ситуацию депутат.

По ее мнению, решить проблему комплексно можно только с помощью государственно-частного партнерства. «На материковой России действует очень мощный приток частного капитала в социальную сферу. В тех субъектах, где проблема очередей решена, она решена только за счет государственно-частного партнерства. Это сложный механизм, но он нужен, чтобы поднять уровень социального обслуживания населения и обеспечить приток частных средств в социальную сферу», — уверена Татьяна Щербакова.

Государственно-частное партнерство — это привлечение частного капитала в государственный проект. Существуют разные формы, но цель одна — привлечь предпринимателей к долгосрочному сотрудничеству на взаимовыгодных условиях.

«Это может быть договор аренды с инвестиционными обязательствами, контракт жизненного цикла или концессионное соглашение. Смысл в том, что государство определяет задачу и приглашает инвестора. Например, построить интернат для пожилых. Инвестор строит интернат с кредитными льготами и получает за это гарантированный доход. Государство оплачивает проживание, а инвестор может параллельно предоставлять частные услуги за отдельную плату. И это не значит, что люди будут платить за все из своего кармана. Вы сможете прийти в учреждение и получить базовый набор услуг бесплатно, а можете доплатить и получить больше», — объясняет глава комитета по социально-гуманитарным вопросам.

Такое сотрудничество очень поможет детским садам, считает Татьяна Щербакова: «Существует формат семейных садиков. Когда многодетная мать набирает небольшую группу, гуляет с детьми и водит на занятия в ближайший детский сад, а государство платит ей как воспитателю. К сожалению, в Севастополе это пока не работает».

На сегодняшний день инвестпрограммы на основе государственно-частного партнерства работают в 74 субъектах России. Севастополь и Крым относятся к числу регионов с низким потенциалом, хотя в Севастополе уже существует один успешный проект в рамках государственно-частного партнерства. Это частный центр гемодиализа, где пациентов обслуживают из средств ОМС.

Вскоре ситуация изменится  — депутаты обещают принять закон в осеннюю сессию.  «Законопроект находится в разработке. Но прежде чем вносить его, хотелось бы донести смысл до жителей города, предпринимателей и властей. Государственная власть должна сыграть ключевую роль — предоставлять льготные кредиты, выделять объекты и земельные участки, оказывать содействие бизнесу и четко нормировать условия партнерства. Все-таки правила игры определяет государство», — подытожила Татьяна Щербакова.