Новые правила дорожного движения через призму севастопольских дорог

1 июля вступили в силу новые правила дорожного движения. Мы проанализировали, насколько нововведения изменят жизнь автомобилистов нашего города.
Андрей Лучников
01.07.2015

Наиболее резонансное обновление — статья Уголовного кодекса «Нарушение ПДД лицом, подвергнутым административному наказанию». Согласно документу, в случае, если водитель повторно в течение года после предыдущего аналогичного нарушения попадается за рулем пьяным — его ждет до двух лет тюрьмы и до трех лет лишения водительских прав.

Здесь однако есть одно «но»: закон не делает разницы между «доказано» пьяными водителями и гражданами, отказавшимися от медицинского освидетельствования. То есть, согласно закону, сотрудники госавтоинспекции могут признать вас пьяным, даже если вы таковым не являетесь и, спеша по своим делам, отказываетесь пройти медосвидетельствование.

Отличная почва для коррупции, не правда ли? Ведь отказ от прохождения освидетельствования грозит даже не штрафом, а тюрьмой, и это уже хорошая мотивация дать согласие сотруднику ГИБДД на «барашка в бумажке». Все мы, конечно, верим в честность наших дорожных инспекторов, однако раз на раз не приходится.

В настоящий момент по законодательству инспектор может направить водителя на проверку только при наличии одного из признаков опьянения, в частности, запаха алкоголя изо рта, неустойчивости позы, нарушения речи, резкого изменения окраски кожных покровов лица или поведения, не соответствующего обстановке. И если учесть состояние севастопольских дорог, то любого автомобилиста можно заподозрить в странной езде, соответственно и остановить можно любого.

Однако если учесть, что «пьяных» ДТП в Севастополе все больше, ужесточение правил, возможно, приучит водителей не садиться за руль «под мухой», и нашим полицейским больше не придется стрелять по машине с пьяным водителем, младенцам в колясках больше не будут угрожать выпившие автомобилисты, а заснувшего за рулем пьянчугу не придется вытаскивать из машины «всем двором».

Радует однако, что ужесточилось наказание в том случае, если в ДТП есть тяжело травмированные или погибшие. В данном случае, законодатель убрал принудительные работы и установил минимальную планку наказания — 2 года тюрьмы даже при наличии смягчающих обстоятельств. Согласно новым ПДД, при гибели двух и более лиц минимум наказания составит четыре года лишения свободы.

Также обновленные правила позволяют не дожидаться сотрудников ГИБДД в том случае, если в результате ДТП пострадало только имущество — водители могут лишь заполнить бланки страховых извещений и по обоюдному согласию покинуть место происшествия (например, если водители не считают ущерб значительным или готовы ограничиться распиской с обязательством оплатить ущерб). Данный пункт однако не новый для севастопольских водителей, такие условия были и при Украине.

«В таких случаях порядок оформления может определяться даже телефонным звонком в ГИБДД. Дежурный выслушает обстоятельства аварии и даст рекомендацию: оформить документы самостоятельно, подъехать в подразделение ГИБДД или ожидать полицию на месте», — пояснил журналистам начальник управления правового регулирования ГУОБДД МВД России Юрий Шакиров.

Согласно новым правилам, участники ДТП должны убирать свои автомобили, если они мешают дорожному движению. Документ обязывает водителей зафиксировать на фото или на видео положение транспортных средств, полученные повреждения, а также следы и предметы, относящиеся к происшествию.

Если есть раненые или погибшие — убрать транспорт необходимо только при полной блокировке дорожного движения.

Полезное нововведение для узких севастопольских дорог, где даже незначительное ДТП может парализовать движение целого района города. Но и здесь есть свои подводные камни.

«В любой протокол в случае дорожно-транспортного происшествия должна быть приложена схема ДТП. Иногда только при составлении схемы можно установить, кто действительно виновен в ситуации. Соответственно, убрав машины и сделав фото самостоятельно, можно потерять детали, которые существенно повлияют на определение виновника. Кроме того, не все водители знают, что именно надо снимать — многие важные моменты могут быть упущены», — сообщил корреспонденту «Примечаний» автомобилист с 18-летним стажем Виктор.

Согласно статистике, большая часть происшествий с пострадавшими происходит из-за того, что пешеход переходил дорогу в неположенном месте. Так что любая правильно зафиксированная деталь может спасти автомобилиста от тюрьмы.

Важное и крайне полезное новшество в правилах — пешеход, оказавшийся ночью на обочинах загородных дорог, обязан надевать на себя значки или браслеты со световозвращающими элементами.

Для Севастополя это условие особенно актуально, ведь освещенность наших дорог оставляет желать лучшего. Достаточно вспомнить случай, произошедший недавно в Инкермане.  Daewoo Lanos ночью сбил двух людей, сидящих на дороге у обочины. В результате — два трупа. Возможно, световозвращающие элементы или нашивки на одежду могли бы спасти две жизни.