Позволяет взимать неустойку за неоплаченные и оплаченные с задержкой услуги 155 статья жилищного кодекса. В прошлом году, когда на полуострове действовал переходный период штрафы не применяли, но с 1 июля 2015 года такая возможность у предприятий появилась.
Первым о применении к злостным неплательщикам санкций заявило предприятие «Вода Крыма». Предупредительное объявление опубликовано на официальном сайте компании.
«Мы, как поставщик услуг центрального водоснабжения, по сути, кредитуем потребителей: за поставленный товар мы должны получить плату 10 числа следующего месяца. Если потребитель не рассчитался, то он получил от нас товарный кредит. Поэтому абсолютно справедливо, если на него будут насчитываться проценты, как за банковский кредит», — считает заместитель генерального директора по сбыту «Воды Крыма» Юрий Панасенко, передают РИА Новости.
При этом размер пени, который установлен Жилищным кодексом не может превышать одну трехсотую ставки рефинансирования Центробанка за каждый день просрочки, начиная с 11 числа следующего месяца. Кроме того, недостаточно заплатить лишь часть долга. В таком случае пеня будет насчитываться на оставшуюся сумму.
Таким образом, после 10 августа задолженность крымчан начнет увеличиваться.
Как отметил гендиректор крымского водоканала, «в годовом выражении пеня составляет примерно 8,25 процента от суммы долга».
«Это не высокая ставка, но российская Ассоциация водоснабжения и водоотведения инициирует ее увеличение, чтобы стимулировать потребителей платить. Мы ждем этого решения в ближайшее время», — отметил он.
На сегодняшний день уровень коммунальных сборов в республике составляет от 96 до 98 процентов. Однако у части населения и юридических лиц все еще остались старые долги.
Раньше со злостными неплательщиками водопроводчики боролись с помощью приборов «Спрут» и «Зигзаг», которые позволяют без доступа в квартиру ограничить отвод стоков. Имеется российский аналог — «Терминатор-4М», но есть одно «но». Законодательство запрещает отключать воду, только канализацию.
«Мы приобрели три прибора стоимостью 250 тысяч рублей каждый, а окупились расходы за два-три месяца», — рассказал Панасенко.
Также крымские коммунальщики в борьбе с должниками вынуждены обращаться в суды. Только с января по апрель текущего года предприятие тысячу раз подало иски, что помогло возвратить около 25 миллионов рублей. До конца года планируется увеличить количество исков в четыре-пять раз.
«В отличие от Украины, в России ФССП взыскивает задолженность очень быстро. Более того, в этом случае на абонента ложатся не только обязательства по погашению долга перед поставщиком услуг и пени, но и судебные издержки», — подчеркнул гендиректор предприятия.
Более того, российским законодательством предусмотрено, что потребитель обязан ежемесячно подавать поставщику услуг показания измерительных приборов. Если же этого не делать, предприятие имеет право производить начисления по нормативному показателю расхода.
«Если в течение шести месяцев абонент не передает нам показания приборов учета, мы считаем этот счетчик вышедшим из строя и будем начислять платежи по среднему нормативу потребления в месяц. В денежном эквиваленте это вдвое больше: девять кубометров на человека — столько, сколько потребляет семья из двух человек, использующая счетчики. Так что нам это выгодно, а потребителям — нет», — объяснил Панасенко.
И даже если человек исправно платит по показаниям, но не сообщает их, у него может накопиться долг, на который сверху начислят пеню. Если принять к сведенью, что норма потребления в 9 кубов применяется к каждому зарегистрированному человеку, то итоговая сумма может легко превысить нескольких тысяч рублей в месяц.
Отметим, что с недавнего времени «Вода Крыма» внедрила новый сервис, который значительно облегчает потребителям процедуру сообщения показаний. Каждый желающий может сделать это в своем личном кабинете потребителя на сайте компании — voda.crimea.ru по номеру своего лицевого счета.
Пользователи интернета легко создадут себе персональную страничку, где смогут отслеживать историю начислений, оплат, образования долга, а также сообщать показания счетчиков. Кроме того, на сайте можно уточнить действующие тарифы и сроки обязательной поверки приборов учета. Кстати, в России это нужно делать раз в шесть лет. В случае просрочки поставщик воды не будет учитывать их показания.