Выставка одной из главных реликвий современного Севастополя осталась без внимания горожан

В художественной мастерской музея Героической обороны и освобождения Севастополя проходит уникальная выставка фрагментов панорамы кисти Франса Рубо, вывезенных в конце июня 1942 года последним ушедшим из Севастополя кораблем — лидером эсминцев «Ташкент».
Екатерина Резникова , Катерина Резникова
06.07.2015

Долгие десятилетия спасенные фрагменты хранились в запасниках музея Героической обороны и освобождения Севастополя. А саму панораму после войны решили переписать. Слишком велика была вероятность последующих деформаций, если бы пришлось заново сшивать разорванный холст, дошивать небо и низ у предметного плана.

 

Художники переписали огромный холст, основываясь на единственной существующей фотографии из довоенного путеводителя и уцелевших фрагментах. Именно эту панораму видят сейчас жители и гости города. А оригинальные куски полотна лежали в хранилище, намотанные на огромные валы слоями, заминались и осыпались под собственным весом. У музея не было ни сил, ни времени на реставрацию этого богатства — израненное, изорванное в спешке живописное полотно ждало своего часа.

 

И вот несколько лет назад валы с фрагментами были извлечены из хранилища. Художники и музейные работники бережно размотали их и приступили к реставрации. Несколько лет продолжалась кропотливая работа, а к 110-летию музея восстановленные куски, наконец, увидели новых зрителей — музей открыл двери художественной мастерской для всех, кто своими глазами хотел бы взглянуть на одну из главных севастопольских реликвий.

 

В зале выставлены крупные фрагменты. Длина холстов восемь, девять, одиннадцать метров, высота — около трех. Краски более темные, сдержанные, чем на полотне, которое можно увидеть в современной Панораме. «Около четырех утра штурм начинался, и поскольку от исторической точности у Рубо было требование не отступать, чтобы полки были те, которые участвовали, чтобы численность была именно такая... А четыре часа утра — это у нас еще темно, еще только начинается рассвет. Поэтому живопись эта мрачнее той радостной, которую вы можете увидеть сейчас», — поясняет сотрудник музея Елена Попова.

 

Самый большой кусок — фрагмент, на котором изображена башня Малахова кургана — до сих пор ждет своего часа. Его размеры поражают — 63 квадратных метра. У музея нет помещения, в котором можно было бы натянуть холст такого размера. Нет и специальных технических приспособлений, чтобы реставраторам стал доступен любой уголок огромного полотна. Несколько лет назад киевские специалисты согласились поучаствовать в работах, планировалась аренда отдельного помещения для размещения холста. Счет составил 8 миллионов гривен. Таких средств у музея не нашлось, но сотрудники не оставляют надежду со временем и этому фрагменту дать вторую жизнь.

Выставку посетила внучка мастера Сильвия Рубо — тоже художник, абстракционист, сейчас живет в Мюнхене. Она приехала из Германии, чтобы своими глазами увидеть великое творение своего деда Франса Рубо. Ведь слава о севастопольской панораме разносится по всему миру, как и слава о том событии Крымской кампании, — Первой обороне Севастополя   — которое вдохновило художника на создание этого монументального произведения.

 

Жители нашего города остались к выставке равнодушными. За первый месяц работы ее посетило всего 147 человек, в основном в составе организованных групп. Горожане приходят в этот зал нечасто, наверное, потому, что о выставке в городе мало кому известно.

Выставка будет работать до октября 2015 года. Севастопольцев и гостей города ждут в мастерской, расположенной в административном здании музея Героической обороны и освобождения Севастополя, Исторический бульвар, недалеко от здания панорамы. Двери выставки открыты для всех желающих по пятницам с 13 до 15 часов. Вход свободный. Ознакомиться с выставкой можно и в другое удобное время по предварительной договоренности с отделом организации экскурсий.