Троллейбусы жители и гости Севастополя очень уважают и любят. На севастопольском форуме есть даже отдельная тема, посвященная этому виду транспорта. Однако неизменно выбирают троллейбусы в качестве приоритетного способа передвижения по городу, пожалуй, только пенсионеры — из-за льготного бесплатного проезда. Молодежь пользуется услугами троллейбусов неохотно. Основные причины: невысокая скорость передвижения, заполненность салона, нерегулярность движения.
Заместитель директора «Севэлектроавтотранса» по организации производства и оказания услуг Сергей Херсонский в беседе с корреспондентом «Примечаний» среди причин, по которым разработать точное расписание движения троллейбусов не получается, назвал заторы на дорогах, ДТП с участием троллейбусов, изношенность подвижного состава и нехватку водителей и кондукторов.
Действительно, «Примечания» на этой неделе опубликовали статью с перечнем вакансий. Обозначена и зарплата: для водителей — от 19 тысяч рублей, для кондукторов — от 12 тысяч рублей. При весьма невысокой средней зарплате мало кто из жителей города считает такую оплату достойной. Однако Сергей Херсонский считает, что по соотношению «стоимость проезда-зарплата» Севастополь не хуже соседних регионов. «Например, в Армавире при стоимости проезда 15 рублей, центр занятости предлагает зарплату водителям от 13 до 15 тысяч рублей. У нас водители на сегодняшний день в среднем получают 25», — рассказал специалист.
Но одна из главных проблем троллейбусов — «зайцы». Одни пассажиры не хотят оплачивать проезд. Их ловят и штрафуют. По словам Херсонского, протоколы на безбилетников составляют каждый день. Другие севастопольцы вступают в сговор с кондукторами или водителями троллейбусов при оплате проезда — не берут билет принципиально или возвращают его перед выходом из транспорта. Кондуктор может реализовать билетик повторно, а семь рублей «положить себе в карман».
Мотивы такого поведения севастопольцев весьма туманны: одни жалеют водителей и кондукторов, считая их зарплату слишком низкой, другие не хотят возиться с билетиком как с «лишним мусором». Есть даже мнение, что в троллейбусах, где нет кондукторов, водители специально тянут с выдачей билетика и дают только тогда, когда пассажир явно выказывает намерение этот билетик забрать.
«Примечания» решили проверить добросовестность водителей и кондукторов. В течение четырех часов корреспондент ездил по центру города на троллейбусах, проезжая одну-две остановки. Билетик принципиально не брал со словами: «Спасибо, не надо, я сейчас выхожу», возвращал при выходе, отходил от кабины водителя, не взяв при этом билет.
Все факты подтвердились: четыре кондуктора сказали «спасибо», одна женщина очень удивилась, остальные просто промолчали, но билетик без возражений брали. Водители действительно производят манипуляции с деньгами и билетами медленно. Намеренно ли? Остается загадкой. Но если человек разворачивается и уходит, водитель о билете дополнительно не напоминает.
Мы попросили у Сергея Херсонского прокомментировать поведение севастопольцев: «Очень плохо, что люди не берут билет. Это поощряет водителя и кондуктора... Это раз. А второе — в правилах написано, что пассажиром является человек с билетом. Если пассажир не имеет на руках билета, в случае какой-то внештатной ситуации он никак не докажет, что ехал на этом троллейбусе. Пассажир обязан взять билет, а кондуктор обязан его выдать».
В «Севгорэлектроавтотрансе» есть специальный отдел контроля сбора выручки, который сейчас находится в стадии реорганизации. Этот отдел проводит регулярные рейды по выявлению «зайцев» и нарушений со стороны кондукторов и водителей, у которых выручка не соответствует количеству проданных билетов.
В планах предприятия — внедрение системы электронных билетов. «Севэлектроавтотранс» закупает валидаторы — считывающие устройства, которые будут оснащены специальными карточками для льготных пассажиров и тех, кто оплачивает проезд. Кондуктор будет прикладывать к валидатору соответствующую карточку и выдавать пассажиру напечатанный билет, в котором указаны дата и время, номер рейса, фамилия кондуктора. Это обеспечит более системный учет количества пассажиров, в том числе льготников.
По результатам недавнего исследования пассажиропотока, предприятие перевозит больше льготников, чем было рассчитано при начислении компенсаций предприятию. «Мы получаем компенсации по коэффициенту 2.9, а по факту коэффициент 4», — констатировал Херсонский. К монетизации льгот как в других регионах России на предприятии относятся скептически. Это более рыночный способ отношений, когда оплата льготного проезда входит в начисляемые ежемесячные индивидуальные компенсации. И каждый сам приобретает себе билет. Однако общий пассажиропоток в троллейбусах, как прогнозирует Херсонский, может как вырасти, так и упасть.