В профессии журналиста есть ряд преимуществ. Одно из них — это возможность попасть за «закрытые двери» мероприятий Дома Правительства, где можно вглядеться в лица градоначальников, не используя для этого экран телевизора. Сочным мероприятием в этом отношении служит еженедельное аппаратное совещание. Именно на нем собраны лица, занимающие высокие посты в городе-герое Севастополе.
Утром каждого понедельника территория у Дома Правительства по адресу Ленина, 2 — оживает. У здания появляются люди, преимущественно мужчины, в рубашках. Как правило, их руки заняты либо портфелем, либо бумагами, либо телефоном. У бордюра, приближенного к парадному входу — яблоку негде упасть. В стройную елочку припаркованы автомобили представительского класса. Когда же подъезжает такси, водителю приходится долго курсировать мимо «выставки», дабы безопасно высадить пассажира, не создавая при этом аварийную ситуацию для частного и общественного транспорта. Так можно заметить, что представители исполнительного аппарата начинают трудовую неделю.
Подобный рабочий старт у чиновников — это благоприятное обстоятельство для журналистов, поскольку именно там можно оперативно получить комментарий уполномоченного лица по актуальной теме, взятой в работу. Создать другие обстоятельства для обратной связи трудно — среди недели придется звонить чиновникам по телефону, договариваться о встрече, на которую, как правило, у них не хватает времени. И чтобы не попасть под статью «препятствования профессиональной деятельности представителям СМИ», чиновники рекомендуют журналистам направить информационный запрос, ответ на который можно ждать месяц. Как правило, за это время повод обращения рассасывается, и ответ становится не актуальным. Другого способа встречи с аппаратом исполнительной власти у журналистов нет — брифинги для прессы в последние несколько месяцев в Правительстве не практикуют. Сформулировав вопросы, ответы на которые волнуют горожан, журналисты пытаются пробиться к чиновнику по завершению мероприятия, что удается не всегда. В мою последнюю попытку получить комментарий у директора одного из департаментов я наткнулась на спину — в прямом и переносном смысле. Озвучив вопрос относительно сроков и размера сумм компенсации госпошлины предпринимателям — чиновник ушел безмолвно. Но раз на раз не приходится, поэтому журналисты идут, во-первых, за новостями, созданными на основании повестки дня, во-вторых — с надеждой получить ответы.
Ключом к «закрытым» правительственным дверям служит аккредитация. Это значит, что работник СМИ за сутки после получения пресс-релиза должен направить в адрес Департамента информационной политики персональные данные: ФИО, серию и номер паспорта, должность, издание и контакты.
За пять-десять минут до начала мероприятия необходимо подойти к стойке паспортного контроля и предоставить документы. Если паспортные данные совпадают с информацией в списке — необходимо ждать. Нет, не с моря погоды, а сотрудника названного департамента, который приглашает журналистов в большой зал заседаний.
Эта комната, расположенная на третьем этаже, в последнее время не соответствует своему прилагательному, поскольку места в ней хватает не всем. В зале заседаний по периметру буквой «П» расположены светло-коричневые столы и кожаные кресла. Перпендикулярно им установлены черные офисные стулья, стоящие в несколько рядов.
Несмотря на отсутствие именных стульев, многочисленные чиновники, директора департаментов, лица, занимающие руководящие посты, каждый понедельник садятся на одни и те же постоянные места.
За неимением свободных стульев, журналисты стоят у стены, делают пометки в блокноте и молча внимают происходящему, поскольку формат аппаратного совещания не подразумевает вопросов от прессы.
Согласно повестке дня, в которую, как правило, включено от четырех вопросов, уполномоченных лиц приглашают к трибуне. Общение губернатора с докладчиком напоминает ответ у школьной доски. После озвученной информации выступающему задают вопросы. В последнее время ответы на них либо их отсутствие вызывает эмоциональную реакцию губернатора. Меняйло Сергей Иванович вначале спокойным тоном делает замечания, а после, переходя к теме ответственного и своевременного исполнения поручений, постепенно переходит на крик.
Во время обратной связи от главы Правительства в зале воцаряется гробовая тишина. В этот момент я наблюдаю за сидящими в зале людьми, преимущественно мужчинами, занимающими руководящие посты. Светлые, выглаженные рубашки, из добротных дорогих материалов портфели, начищенные туфли, аккуратно подстриженные волосы. Все они молчат и слушают.
Наверное, подобные спичи губернатора стимулируют чиновников на создание позитивных результатов в жизни за правительственными окнами.
Кстати, в Древнем Риме «стимулом» называли заостренную палку, которой погоняли животных. Сегодня, в профессиональных кругах коучей — специалистов, при помощи которых люди достигают цели эффективнее и быстрее — «стимул» заменили на мотивацию.
При поддержке коуча, человек самостоятельно формулирует цели, вырабатывает стратегии и работает на результат. Услуги этих специалистов в последнее время стали популярными на рынке крупных российских корпораций.
Возможно, губернатор Севастополя знаком с новомодными техниками и поэтому мотивирует как может. Начав регулярно посещать аппаратные совещания, в первое время у меня при крике губернатора стыла кровь. Однако, всматриваясь в лица сидящих чиновников, я не распознала страха в их глазах. Наверное, иммунитет.
Мне казалось, что определенный человек, которого народ наделил полномочиями представлять социальные интересы при ветвях власти, наделен лидерскими качествами и, как производное от них, самомотивацией и желанием работать на результат. Причем индикатором проделанной работы служат не показатели статистики, а ощутимые результаты в жизни Севастополя и его населения.
У человека должна быть уверенность в том, что пока он обеспечивает работу больниц, учебных заведений, транспорта, учреждений связи, пополняя тем самым городскую казну, представители его интересов — чиновники — учтут мнение и примут созидательное решение, бережно расходуя средства на обеспечение жизнедеятельности Севастополя.
Исходя из докладов уполномоченных лиц, у нас в городе забиты детские оздоровительные центры, к приему отдыхающих полностью готовы пляжи, мусор вывозится своевременно и государственные частные компании работают без сбоев. Но реальная жизнь отличается от цифр на бумаге. Почему происходит так? Боязнь получить выговор от губернатора при коллегах? В этом случае намного страшнее прикрывать дырку на обоях веселой картинкой.
На события «Русской весны» население не нужно было мотивировать, люди вышли на площадь с верой в перемены. На людей, вошедших в правительственный аппарат, возложена огромная ответственность — создавать эти перемены и непременно «к лучшему». Какая еще нужна мотивация?