Об этом обозревателю «ФедералПресс.Крым» сообщили источники в Совете Федерации.
Депутат Законодательного собрания Севастополя, руководитель исполкома регионального отделения партии «Единая Россия» Борис Колесников рассказал, что на уровне слухов проходила информация об активном лоббировании кандидатуры Ольги Ковитиди на пост губернатора: «Кем лоббируется, я не знаю».
По мнению парламентария, если слухи подтвердятся, то необходимо принимать во внимание два аспекта: во-первых, для предложения ее кандидатуры на должность губернатора надо «убрать действующего губернатора Сергея Ивановича Меняйло — для этого нужны основания, предусмотренные законом, пока их нет вообще»; во-вторых, Ковитиди как член команды Сергея Куницына (бывшего руководителя украинской Севастопольской городской государственной администрации, а ныне — народного депутата Украины от партии «Блок Петра Порошенко» — прим. «ФП») оставила о себе негативное впечатление в Севастополе, связанное с «очень многими неприятными вещами».
«Я не думаю, что ее кандидатура может пройти», — заметил Колесников.
Сенатор от исполнительной власти Севастополя Андрей Соболев отказался даже предполагать, что госпожа Ковитиди сможет занять место Сергея Меняйло.
Общественный активист Александр Карлюк подчеркнул, что севастопольцы крайне негативно отнесутся к назначению Ольги Ковитиди губернатором, если оно произойдет: «Ее хорошо знают в Севастополе, она пользуется заслуженной негативной репутацией. Она появилась здесь вместе с Куницыным, до него ее не было в Севастополе. Он чудил в городе, а ее протолкнул на руководство Главным управлением юстиции в Севастополе (с 2008 по 2013 годы — прим. «ФПресс»)».
«В Севастополе была организована государственная регистрационная служба, занимавшаяся оформлением прав собственности на недвижимость и подчинявшаяся начальнику ГУ юстиции. Эта служба очень плохо работала — как примерно сейчас в Севастополе работает ФМС. Об этом наша общественная организация «За справедливость» сделала в местные СМИ несколько репортажей, в процессе их подготовки мы обратились за комментариями к Ковитиди, но не смогли их получить, поскольку ее все время не было на рабочем месте. Мы стали дежурить возле ее работы, чтобы в принципе застать ее там, звонили в Главное управление юстиции и интересовались, где находится Ковитиди. Нам отвечали: она еще не приехала, она уже уехала, она скоро будет, ее не будет, не звоните нам. Хотя она регулярно появлялась в эфирах городских телеканалов и рассказывала о том, как у нас все хорошо. После наших репортажей один преступный элемент, я предполагаю, с подачи Ковитиди, организовал проверки моего бизнеса, поскольку я являюсь еще и предпринимателем. У меня в день было по пять проверок: мол, ты посмел написать о том, что Ковитиди не ходит на работу — теперь мы будем тебе мстить», — вспомнил Александр Карлюк.
Доктор политических наук Александр Ирхин отметил, что возможное назначение Ольги Ковитиди будет связано с несколькими объективными обстоятельствами и со своеобразным политическим климатом Севастополя.
«Что против этого? Насколько я понимаю, Севастополь будет постепенно превращаться в закрытый военный город, и бизнес-элита в нем будет играть вторичную роль по отношению к военной — для этого процесса существуют объективные и субъективные причины. К примеру, объективная причина — город и раньше был закрытым: когда более чем 200 лет назад перед императрицей Екатериной II стоял вопрос о том, что сделать на месте будущего Севастополя — торгово-промышленный центр или военный, то она остановила свой выбор на втором варианте. Городу с его геополитическим положением и географическими условиями, данными Богом, предназначено быть военным форпостом. Поэтому мне не понятно, как можно назначать на губернаторский пост человека с бизнес-интересами и бизнес-возможностями, и который при этом сможет сделать Севастополь закрытой военной базой. Да и международные отношения, постепенно входят в состояние "клинча", что само по себе не предполагает того, что город будет туристическим или бизнес-центром.
Какие факторы играют в пользу назначения? Думаю, есть бизнес-интересы, в том числе, элиты Московской области, корни которых уходят еще к сотрудничеству с Сергеем Куницыным — и севастопольцам Ольга Ковитиди запомнилась как представитель его команды. Люди, лоббирующие ее кандидатуру, могут столкнуться с непримиримой позицией горожан. Во-первых, Севастополь не любит неместных и тяжело их принимает, а если принимает, то интегрирует их полностью. Существует по этому поводу местная политическая мудрость — "За Инкерманом земли нет", что связано с особым психотипом военного города, население которого в течение одной сотни лет уничтожалось дважды. Во-вторых, для Севастополя Сергей Куницын — человек украинского президента Виктора Ющенко, а это неприемлемо для города. И все, что связано с Ольгой Ковитиди, будет всегда тянуть за собой эту политическую ассоциацию. Поэтому информация о предполагаемом назначении Ковитиди губернатором вызвала у меня сомнение, хотя я понимаю то, что бизнес-интересы элит Московской области присутствуют в Севастополе», — рассказал эксперт.
Политолог на вопрос о том, кому может быть выгодно распространение сведений о выдвижении кандидатуры О. Ф. Ковитиди — если они являются слухами — ответил: «Может быть, действующему губернатору Сергею Меняйло — мол, хотите заменить меня, тогда посмотрите на того, кого вы получите взамен — варяга, далекого от севастопольского духа военно-морской базы».
В тоже время, добавил Александр Ирхин, если Ковитиди реально предложат как руководителя города, то в Законодательном собрании, пока еще утверждающем в должности кандидата в губернаторы, может произойти разделение.
«Ведь сейчас основной конфликт идет вокруг распределения различных видов ресурсов, в том числе, земельных. Хотя Заксобрание до сих пор не приняло основные региональные законы по земле (например, наделение участками многодетных семей), пытаясь вперед решить свои бизнес-интересы. Кандидатура Ковитиди может быть воспринята депутатами как более компромиссная, чем кандидатура представителя военной элиты. Хотя и бизнес-элита, и военная элита занимаются одним и тем же — пытаются зарабатывать на оставшемся ресурсе деньги, правда, этого ресурса осталось катастрофически мало. К сожалению, образ чиновника мало изменился, и здесь просматривается не региональная проблема Крыма, а всей российской и шире постсоветской элиты — она была сформирована на развале советской системы по формуле "личные интересы выше государственных". Если произойдет разделение, и появится первая благоприятная реакция на появление компромиссной и договороспособной кандидатуры, то в дальнейшем вокруг ресурсов возникнут такие же конфликты, как и при действующем губернаторе Меняйло», — подытожил Александр Ирхин.
Ольга Ковитиди, комментируя «ФП» появившуюся информацию о ее предполагаемом назначении в Севастополь, заявила: «Я об этом ничего не знаю. Мне очень нравится моя работа в Совете Федерации, в комитете по безопасности и обороне. Я сегодня нахожусь на своем месте. Подобного рода информацию мне комментировать достаточно сложно, а иногда даже не корректно. Тем более я не рассматриваю предложения, не поступающие в мой адрес. Мне приятно слышать о том, что моя кандидатура обсуждается, но, думаю, это не более чем обсуждения».