Сколько стоит обучение в автошколе, и Почему экзамен сдают только 5% севастопольцев

Цены на обучение в севастопольских автошколах растут, программы меняются и расширяются, но ученики по-прежнему жалуются на недостаточно эффективное обучение.
Екатерина Резникова , Катерина Резникова
14.07.2015

Вот что говорит одна из учениц Нина: «Уроков вождения слишком мало получается. Чувствуешь себя не совсем уверенно. У меня экзамены 30 июля, осталось докататься несколько дней, но я, по сути, еще в городе почти не ездила. Мало времени именно на проезд в городе, вот эти три или четыре направления — сколько они там дают? Каждый урок, даже если едем в город, мы делаем упражнения на площадке. А в городе меньше, выезжаешь просто в шоковом состоянии. Мы ожидали чего-то большего за такие деньги».

Как же учат сегодня в севастопольских автошколах? О нюансах программы и особенностях сдачи экзаменов «Примечания» поговорили с заместителем директора одной из автошкол города Александром Кривоносом.

«Мы полностью перешли на российские программы. При Украине обучение составляло 40 часов вождения, в России — 50. Сейчас вступили в силу изменения к приказу 1408 Министерства образования и науки РФ от 26.12.2013 — вождение по категории В составляет 56 часов», — пояснил замдиректора.

Преподавателями были разработаны и согласованы с ГИБДД новые программы, основанные на типовых аналогах из Москвы. Произведены и экономические расчеты. Стоимость обучения на водительские права категории В в автошколе при ДОСААФ выросла до 37 500 рублей. В цену входит освоение теоретических и практических навыков, а также стоимость ГСМ. По словам Александра Кривоноса, цены в городе колеблются в пределах полутора тысяч рублей. В некоторых школах стоимость обучения и бензина разделена.

Что касается сроков, то они зависят от материальной базы. «У нас 30 автомобилей, три из них с коробкой автомат. 26 постоянно работающих инструкторов, — рассказывает замдиректора, — поэтому обучение у нас длится 3,5 месяца вечерняя и 2,5 — дневная. В других школах может быть меньше инструкторов, а группы полные. Соответственно, чтобы со всеми поездить, нужно больше времени».

По окончании обучения будущие водители должны сдать три этапа экзаменов: теорию, практику вождения на площадке и в городе. Обучающиеся на автомобиле с коробкой автомат после сдачи экзамена получат права со специальной отметкой.

Но в ГИБДД ситуация сложная — на приеме экзаменов работает один инспектор. Еще два-три приезжих специалиста принимают участие в процессе в рамках программы обмена опытом. Штат до конца не определен, на помощь приезжают сотрудники полиции из разных городов России, и требования у них отличаются, хотя и не выходят за рамки правил. В день могут принять зачет у 40-60 человек.

На экзамен отправляется полная группа от автошколы — 30 человек. Плюс от 5 до 30 пересдающих. «На сегодняшний день статистика такова, что с первого раза все три этапа  сдают в России 40 процентов учащихся, у нас — только 5. И я не думаю, что мы плохо готовим. Просто разночтения в требованиях, отношение такое к нам в переходный период», — говорит замдиректора.

В городе восемь автошкол вместе с курсами водителей «Севэлектроавтотранса». В неделю на одно учреждение выделяют в ГИБДД один, реже два, экзаменационных дня. Принять зачет у всех желающих инспекторы не успевают. «У нас очередь образовалась на пересдачу уже около 360 человек. Мы готовы выставить 80-100 человек в день на экзамен. У нас есть для этого машины и инструктора. Но некому принимать. В ГИБДД минимум шесть экзаменаторов должно быть, чтобы четверо постоянно работали. Посменно на приеме теории, площадки и города», — объясняет Кривонос.

При этом, если человек успешно сдал в ГИБДД зачет по ПДД, но «завалил» площадку или город, он может пересдать в течение полугода. По прошествии этого времени все этапы придется сдавать заново. Ограничений по количеству попыток нет.

Ученик другой автошколы Севастополя, Дмитрий, рассказал «Примечаниям», что ждет возможности пройти испытания уже полгода: «Я экзамен со своей группой просто пропустил. У меня конфликт с преподавателем возник. Ну скажите, это нормально, когда инструктор едет в машине и курит, выкидывая в окно пустые пачки, и рассказывает мне, что я невнимательный? Вождение я выкатал, а сдавать не пришел — не смог по работе. Уже несколько месяцев не был за рулем, почти все забыл. Но из-за работы никак не могу прийти в автошколу и согласовать новый экзамен».

Действительно, дополнительное обучение вождению автомобиля — теперь настоящая проблема для россиян. Преподавать навыки имеют право только лица, имеющие стаж и удостоверение инструктора, на специальной машине, оборудованной дополнительным комплектом педалей, зеркалами и знаком «У».

«Обучающиеся могут договориться о дополнительных занятиях с нашими инструкторами. Придете, и вам расскажут, когда у них там окна, и, если ваши желания сойдутся, с вами поездят по маршрутам у дома, до работы. У нас берут уроки и те, кто уже получил права, — в свободное от основной работы время человек с вами поездит», — рассказывает Александр Кривонос. Стоимость одного урока — 950 рублей. Выходит, что ожидание очереди на пересдачу — дело не только долгое, но и накладное. Время идет, навыки теряются, вероятность сдать без дополнительных тренировок уменьшается практически до нуля. А обучаться на личном транспорте, автомобиле друзей или родителей незаконно.

Мы решили спросить у девушки Даши, получившей водительское удостоверение в июне, насколько уверенно она чувствует себя за рулем автомобиля: «Мне хватило этих часов вождения, по учебе претензий никаких нет. С теорией вообще просто, если заниматься. Задачи на курсах решали, все объясняли, преподаватель был очень хороший. На вождении инструктор все доходчиво показывал, спокойно, без повышения голоса. Удалось сдать со второго раза. Пересдачу ждала полтора месяца».

Однако не у всех с вождением проходит так гладко. Еще одна девушка, Аня, рассказала нам свою не такую уж и редкую среди представительниц прекрасного пола историю: «Сдала, получила права. Ездить не умела вообще. Как-то поехала на Фиолент, ехала-ехала, не могла даже развернуться. Там было много поворотов, где можно было, но я все боялась. В итоге доехала до непонятного какого-то тупика, поехала задом и заехала в яму. Еле вытащили оттуда машину. И больше я не вожу, полтора года уже».

Несмотря на все огрехи системы, количество желающих ездить за рулем увеличивается. Люди записываются на обучение за два месяца. Виной этому стали распространяющиеся слухи, что в ближайшее время сроки увеличат до полугода, а цена подскочит до 100 тысяч рублей. Александр Кривонос назвал эти утверждения необоснованными, а значительное изменение программ — маловероятным. «Эти слухи распространяют те, кому это выгодно», — предположил замдиректора.